Вчера, готовясь к занятиям, разбирал картинки, в частности, папку "Барокко" (там не только барокко, но, в основном, оно). Постоянные читатели знают о моей любви к этому стилю. Сортировал по видам искусств, в одну папку - архитектура, в другую - всё остальное, т.е. живопись, скульптура и ДПИ, так барокко стиль настолько синтетичный, там настолько тесно всё переплетено, что порой долго (несколько секунд) сомневался, куда ту, или иную картинку пристроить. В результате обычно пристраивал в обе папки. Например, вот это:
1.
Никола Микетти. Кофейный дом. Палаццо Колонна, Рим. 1731-1733
Барокко люблю, а классицизм и, тем более, неоклассицизм (к которому отношу и русский классицизм втор. пол. 18 - пер. пол. 19 в.) - не очень, хотя и в этих стилях немало шедевров построено, что уж там, центр моего родного города сплошь классцистский. Бывает, конечно, всякое, но, в целом, (нео)классцизм хорош для меня настолько, сколько в нём от барокко. Тут нужно говориться, что мастера 17 века вообще не знали, что они строят в стиле классицизм, или в стиле барокко, а вот их потомки сто и более лет спустя вполне осознавали. Классицизм 17 века ещё сильно барочный, а вот неоклассицизм стилистически более чистый, выхолощенный и потому скучный. Но не всегда, особенно переходные формы могут быть интересны. Ниже помещаю небольшую подборку таких классицизмов и неоклассицизмов.
2.
Джорджо Массари. Церковь Джезуати. Венеция. 1725-1736
Мне она больше всего нравится из этой подборки. Тут, скорее, пример, как автор, мыслящий в барочной парадигме пытается построить нечто палладианское.
3.
Бернардино Маккаруччи. Фасад ц. Сан-Рокко. Венеция. 1761-1771
Маккаруччи (или Маккаруцци) был учеником Массари. Итальянские постройки, переходные от барокко к неоклассцизму, порой напоминают переходные от ренессанса к барокко, построенные лет на 150-200 ранее. Но не хавает им цельности и органичности.
4.
Роберт Адам. Кедлестон Холл. Девоншир. 1760-е
5.
Уильям Чемберс. Сомерсет Хаус. Лондон, 1776-1780
6.
Ян Косейн (Жан Козин). Дом Беллоны. Брюссель. 1697
Бельгийский (фламандский) вариант барочного классицизма. Не уверен, что правильно транслитерирую имя архитектора.
7.
Жозе да Коста-э-Сильва. Театр Сан-Карлос. Лиссабон. 1793.
В Испанию и Португалию неоклассицизм приходит позднее, чем в Россию
8.
Робер де Кот. Дворец Рогана в Страсбурге. 1731-1742
9.
Пьер-Алексис Деламер. Отель Субиз. Париж. Ок. 1710
А внутри там рококо
10.
Николай Эйтвед. Фредерикс Кирке. Копенгаген. 1749-1849
11.
Тильман ан Гамерен. Дворец Красинских. Варшава. 1677-1682
И через сто лет:
12.
Мельхиор Хефеле. Дворец примаса. Братислава. 1778-1781
13.
Франческо Мария Прети. Вилла Пизани. Стра. 1735-1756
Когда (нео?)классицизм ещё не успел высохнуть
14.
Иоганн Лукас Хильдебрандт. Дворец Шварценберг. Вена. 1697
А тут Хильдебранд ещё классическо-барочный, а не барочно-рококошный
15.
Пьер-Мишель Изнар. Аббатская ц. Санкт-Блазиен. Шварцвальд. 1768-1773
16.
Интерьер
17.
Филиппо Юварра. Палаццо Мадама. Турин. 1718-1721
18.
Филиппо Юварра. Базилика ди Суперга. Турин. 1717-1733
Юварра очень крут
19.
Уильям Кен. Холхам Холл. Нач. 1734
20.
Интерьер.
21.
Пьер де Лассюранс. Отель де Ротелен-Шароле. Париж. Ок. 1700
22.
Жан-Батист Матей. Архиепископский дворец. Прага. 1675-1679
23.
Жан-Батист Матей. Архиепископский дворец. Прага. 1675-1679
24.
Франческо Муттони. Палаццо Репета. Виченца. 1701-1711
25.
Интерьер
И, бонусом, нашего:
26.
Жан-Батист Валлен-Деламот. Базилика Св. Екатерины Александрийской. Санкт-Петербург. 1761-1783