Развитие письма, во многом, определяется балансированием между удобством чтения и удобством написания, интересы писаря противоречат интересам читателя. Исторически письмо происходит от изображения, а у изображения (подчеркну, речь идёт о визуальном изображении, воспринимаемом глазами) полюсов уже три:
- сходство с изображаемым (представление о котором у разных индивидуумов и разных культур и в разных ситуациях может быть различным);
- удобство для изобразителя-художника (предполагаем, что большинство художников хотели бы делать свою работу как можно быстрее при прочих равных, но есть и "извращенцы", которым нравится работать медленно);
- удобство восприятия.
Любое изображение, создаваемое в расчёте на зрителя, является посланием, текстом. Чем больше в изображении "письма", тем более тяготеет оно к схематизму, тем менее оно стремиться подражать натуре. Самый банальный пример - египетская живопись, но можно вспомнить и классицизм (а ещё больше - неоклассицизм), а также отдельные виды и жанры живописи и графики: карикатуру, плакат и т.д.
Я пока сознательно не говорил ещё об одном компоненте - эстетическом, том, что составляет сущность искусства. Когда каллиграфия превращается в искусство, трудности испытывают как писец, так и читатель (вспоминаем кучу всего, от вязи до шрифтовых композиций в граффити). Ещё в большей степени это относится к изображению (банальность - не каждое изображение является искусством). Но заострение внимания на эстетической компоненте уже само по себе является посланием.