Т.н. "Стэнфордский Аполлон" ок. 500-490 г. до н.э.
Т.н. "Мальчик Крития", ок. 480 г. до н.э.
Изобретение контрапоста - своего рода "фазовый переход" в развитии скульптуры, в чём-то сопоставимый с открытием перспективы в начале кватроченто. и, главное, никто, кроме древних греков до этого не додумался. На примерах поздних куросов (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.) видно, как скульпторы приближались к контрапосту, а потом, раз - и скульптура вышла на новый уровень.
Разница между этими юношами - как между -1 и +1 по Цельсию: вроде бы и незаметно почти и, в то же время, совсем иное состояние.
Буду сегодня девочке-ученице рассказывать про скульптуру эпохи классики