В стародавние времена, когда доллар стоил 30 рублей, а президента России звали Дмитрий Анатольевич, конкретно в 2011 году, я решил написать серию постов про "готику после готики", как, собственно, и хотел эту серию поначалу назвать. Но я был молод и несколько склонен к экзальтации, поэтому назвал серию "Готика. Жизнь после смерти" (есть разные варианты написания). Тогда я думал, что постов будет около семи: "выживание" готики в 16-17 вв., игра в готику в 18 веке, готическое возрождение в эпоху романтизма и, в завершение, хоррор, фэнтези и готик-рок. Но цели менялись по мере продвижения вперёд и от первоначальных планов я отказался.
Шли годы бурь порыв мятежный... В течение последующих семи лет я написал более 20 постов в серии "Готика, жизнь после смерти", повёл три лекции на эту тему и попытался вложить свои идеи ученикам, которые делали презентации про готику. В 2018 г. в Будапеште я приобрёл такую книгу:
Крис Брукс. Готическое возрождение. 1999
Книгу я прочитал, насколько позволял мой английский, но уже листая её страницы в книжном магазине Венгерской национальной галереи, я понял, что пишу, во многом о тех же самых вещах, о которых писал Крис Брукс. Нельзя сказать, чтобы его книга не была известна отечественным исследователям. Вот на Брукса
ссылается (и цитирует) Владислав Дегтярёв, вот
диссертация Ю.Ю. Михайловой, там в списке литературы три работы Брукса. в т.ч. и эта книга. (Вот ещё
статья Ю.Ю. Михайловой с упоминанием Брукса).
В 2020 г., в первое ковидное лето, мне пришла в голову идея перевести книгу Криса Брукса на русский язык, но тогда я так и не решился приступить к переводу. А теперь вот решился. Перевёл введение, первую главу, работаю над второй. Этика (да и закон, насколько понимаю) не позволяет мне выкладывать весь текст, но от того, чтобы выложить фрагмент не могу удержаться. Надеюсь у истории будет продолжение.
Это мой первый столь масштабный перевод, мой английский оставляет желать лучшего, а автоматический переводчик не слишком помогает, и можно бесконечно долго дводить работу до ума, но "лучшее - враг хорошего". Программа-минимум - первые пять глав за лето, программа-максимум - вся книга.
Введение
Готическое возрождение представляет собой цепь многочисленных приключений в поисках затерянного мира Европейского средневековья. С середины двенадцатого до начала шестнадцатого века средневековье создавало строения, скульптуры и картины в стиле, получившем название "готика" - имя, под которым мы знаем этот стиль до сих пор. В этой книге рассматриваются попытки вернуть и воссоздать эту утрату и сопутствующее ей готическое прошлое начиная с их зарождения в семнадцатом веке и заканчивая нашим временем. В ней представлено великое множество зданий, спроектированных, декорированных и обставленных в готическом стиле на протяжении четырёх столетий Готического возрождения: церквей и соборов, романтических замков и загородных особняков, школ и университетов, общественных зданий и правительственных учреждений. И, выход за рамки архитектуры - к романам, стихам, скульптуре, живописи, кинематографу и компьютерной графике - многочисленным случаям переосмысления готики.
Творческие поиски, вдохновлявшие на создание этих произведений, всегда были направлены не только на возрождение стиля былых времён. «Готика» неразрывно связана с множеством наших представлений об утраченном прошлом - его социальной структуре и функционировании, политическом устройстве, религии и культурной тирании, суевериях и нищете средневекового мира. Поскольку "новая готика" возникла как способ воссоздания прошлого (иногда как метафора, иногда буквально), процесс её возрождения зависел от того, как люди понимали свою историю и своё место в ней. Башни и шпили Готического возрождения возвышаются на огромной территории между нашим настоящим и нашим далёким прошлым (или миром прошлого, созданным в наших мыслях и фантазиях).
В этом выдуманном мире, уходящем корнями в средневековое прошлое, люди обнаружили невообразимые чудеса и самые жуткие страхи. И, поскольку в это были вложены такие усилия, поскольку там скрываются такие светлейшие ангелы и темнейшие демоны, это всегда была спорная территория. Прошлое, как было метко подмечено, - это чужая страна, где всё по-другому, но наше ощущение его инаковости и различий между «тогда» и «сейчас» постоянно меняется. Таким образом, постоянно меняются карты этой страны, которые мы рисуем, меняются вместе с нами, поскольку мы предпочитаем подчёркивать одну особенность и игнорировать другую, чтобы привлечь внимание к плодородию долин, или суровости гор, в зависимости от нашего настроения, или от наших сегодняшних требований. Различные нужды требуют различных карт и «картографы-историки» и «картографы-культурологи» будут спорить о том, чья версия наиболее адекватна. «Бог не может изменить прошлое, - отмечал эссеист викторианской эпохи Сэмюэл Батлер, - но историки могут».
Мир, созданный в стиле готического Возрождения, и реальный и воображаемый одновременно. Он - не только в искусстве и архитектуре, но и в политической науке и теориях об управлении, в полемике об общественном устройстве и социальных проектах. Подобно историческому ландшафту, в котором она возникла, "готика" всегда была спорной концепцией, или, точнее, совокупностью концепций. На готическое прошлое претендовали радикалы и консерваторы. Готика ассоциировалась с восставшим парламентом в семнадцатом веке в Англии, с борьбой американских колоний за независимость и романтическим движением в Европе в конце восемнадцатого столетия. Готику считали «своей» богатые землевладельцы, монархия и церковь, утопические коммуны, а в последнее время, движение за сохранение культурного наследия и представители контркультуры. Постоянно меняющиеся, противоречивые, глубокие и насыщенные смыслы и ассоциации, сложившиеся вокруг готики, сделали Готическое Возрождение культурной осью столетий, прошедших после скончания средних веков. Начавшись в Британии и распространившись по всей Европе, а, затем, в Северной Америке, на Дальнем Востоке, в Австралии - той части света, которая не была известна в средневековье - Готическое Возрождение стало глобальным явлением: более того, в широком понимании, оно остаётся таким и до сих пор.
Выбираемые нами стили, всегда подразумевают способ понимания мира и нашего места в нем - то есть способ придавать явлениям смысл. Эта книга, история Готического Возрождения, повествует о стиле и его трансформациях и потому это также эссе по истории смыслов.
Франц Пфорр. Въезд императора Рудольфа в Базель. 1808-1810
Иллюстрировать пост буду теми же картинами, или фотографиями тех же сооружений, что воспроизведены на иллюстрациях в книге Брукса.