Куно Амье. Бретонка. 1892
Когда тени и рефлексы на лице важнее, чем само лицо. Абстрактная живопись (как система, а не как эпизодические случаи) появится только через два десятилетия, но, глядя на эту работу, понимаешь, что до появления абстракции один шаг.
Куно Амье (1868-1961) - почти ровесник Матисса, местами очень похож на Матисса и, что ещё важнее, его путь в живописи, точнее, первые десятилетия его долгой творческой жизни, очень напоминает путь раннего Матисса. И уж совсем "вишенка" - то, что проделал он это путь до Матисса и создавал почти фовистские вещи за несколько лет до фовистов. Не он один, разумеется, по этому пути шли многие его товарищи из группы "Наби", но на рубеже веков многие из них свернули в ар-нуво.
На днях
alexander_pavl писал: "всякое искусство живо, пока оно развивается, усложняясь, и пока это развитие вызывает интерес у массовой публики. Когда развитие прекращается, наступает своеобразная музеефикация этого вида искусства и превращение его в «культурное достояние человечества»". Момент этого превращения для оперы А. Павленко датирует концом 19 века, для кино - 1980-ми. У меня нет сомнения, что живопись - уже давно "достояние человечества", но вот когда она в это статус перешла? Во второй половине 17 века (подчеркну, что здесь речь о европейской живописи), во второй половине 19-го, или в первой половине 20-го? Ключевое слово здесь - "усложнение". Можно утверждать, что "Черный квадрат" прогрессивнее, условно, вермееровского "Астронома" (специально взял близкую по размеру картину, а не "Менины", или "Ночной дозор"), но насчёт простоты и сложности здесь всё, вроде бы, очевидно. Да, начиная с середины 19 века живопись стремительно идёт по пути специализации, но специализация - это упрощение системы, сведение её к одному, или нескольким компонентам. (В этом плане биологическим аналогом полотен Малевича, Кляйна, или Ротко будет, например,
саккулина).
Отсутствие развития - это не только специализация, которую иные без обиняков назовут деградацией, но и "топтание на месте". Европейская живопись топчется на месте как минимум полтора века, но скорее всего уже три с половиной (китайская - уже лет 900). В Европе это не так заметно, потому, что страны, где живопись поднялась на невероятную высоту в 17 веке - Италия, Испания и обе части Нидерландов - утратили своё влияние и превратились в этакие "заповедники гоблинов", а страны, более "молодые" (Франция, Великобритания, Германия, Россия, США) открывали и осваивали то, что уже было открыто и освоено, но процесс очень сильно растянулся во времени, к тому же старые открытия наполнялись новым смыслом, потому, что общество и техника ушли далеко вперёд. Т.е. Икинс, или Репин - не большие реалисты, чем Веласкес, но содержательно, идеологически, это совсем разные реализмы.
...*
* "Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое еще осталось впереди"