Древнеегипетские мастера

May 03, 2022 10:47



Мастерская изящных предметов при дворе Аменхотепа III
Возможно, египтянину, жившему в конце правления ХХ династии, эта иллюстрация для этого текста показалась бы такой же нелепостью, как картина Шибанова, или рисунок Аткинсона в качестве иллюстрации русской жизни в первой четверти 21 века. Но пусть будет, нам-то это не видно

Жалею, что мало (не то, чтобы совсем мало, но недостаточно) читал серьёзных книг по истории. Сейчас для этого вроде бы есть все возможности, но времени мало и с каждым днём его становится всё меньше(((
Сейчас вот читаю книги Перепёлкина и Богословского про Древний Египет. Наверное, там многое устарело (из самого заметного - имена пишутся не так, как нам привычно), но это пусть Солкины придираются, а для простого обывателя сойдёт.
Одно из открытий, сделанным мною ещё в юности в процессе постижения истории - то, что не было никаких эпох застоя и если рассмотреть любой исторический период при достаточном увеличении (а это, увы, не всегда возможно по причине скудости информации), то становится ясно, что современникам происходившие при их жизни перемены в социуме, а, зачастую и в технике должны были казаться не менее грандиозными, чем те, что выпали на нашу жизнь.
Вот в книге Е.С. Богословского "Древнеегипетские мастера" (1983) очень много фактов из жизни этих самых мастеров. Видно, как за довольно короткий по историческим меркам период 19-20 династий (чуть более 200 лет) происходило социальное расслоение среди ремесленников, какие шли экономические перемены. Статус рисовальщиков и без того высокий стал ещё выше. Кстати, на протяжении почти всей истории Западной цивилизации (в широком смысле слова) статус рисовальщиков был очень высок (За редкими исключениями: читал, что художники, расписывающие греческие вазы по рангу были ниже, чем горшечники, которые эти амфоры делали. Надо бы перепроверить, впрочем).
Скульпторы, работавшие с деревом, были одновременно и плотниками, могли делать и статую и дверной косяк, а вот среди тех, кто работал с камнем было чёткое разделение, которое усиливалось со временем: от ваятелей рельефов до простых каменотёсов, труд которых становился всё более презренным. А рисовальщики превращались во всё более замкнутую касту, попасть в которую со стороны было не просто. "Нет сынок, у рисовальщиков свои сыновья есть" - наверное говорил какой-нибудь египетский скульптор, или даже живописец (маляр, по сути дела) своему сыну.
И да, левый приработок мастера из Царского Некрополя тоже имели, причём иногда официально работали на частных лиц.

Египет, живопись, прогресс, история

Previous post Next post
Up