Хуан де Пареха известен, прежде всего, вот по этому портрету работы Веласкеса:
Диего Веласкес. Портрет Хуана де Парехи. 1650
А ещё он примечателен тем, что был мулатом, впрочем, конкретные пропорции "чёрной" и "белой" крови выяснить затруднительно, потому, что сведений о его жизни, особенно раннем периоде немного.
Точный год рождения не известен, между 1606 и 1610, умер в 1670 г. Легенда, запущенная в оборот "испанским Вазари" Антонио Паломино, гласит, что Пареха был рабом Веласкеса и в тайне от него научился живописи. Когда мастерскую Веласкеса посетил Филипп IV, случайно обнаружились картины, созданные мулатом и тому даровали вольную. В действительности неизвестно, был ли Рабинович матросом Хуан де Пареха рабом. С одной стороны имеется документ 1630 г., где он предстаёт свободным человеком (
впрочем, подлинность его ставится под сомнение), с другой - вольная, данная Веласкесом в 1649 г., так что, скорее всего, он действительно находился в зависимости он Веласкеса, но был не простым слугой, а учеником, а затем подмастерьем у великого живописца. Впрочем, у нас немало было крепостных художников в куда более поздние времена.
Быть учеником великого живописца - трудное испытание, хотя бы потому, что ты обречён на сравнение со своим учителем и это сравнение, скорее всего. будет не в твою пользу. В этом смысле Хуану де Парехе не повезло - он хорошо усвоил манеру Веласкеса, но таланта, чтобы сформировать свой собственный стиль и сотворить в этом стиле нечто выдающееся, у него не хватило, в отличие, например, от Ван Дейка, или Карела Фабрициуса. Впрочем, эта беда, кажется, всех учеников Веласкеса. Тем не менее, живопись Парехи крепкая и добротная, сложно к чему-то придраться. К сожалению, до нас дошло очень немного его работ.
Портрет кавалера ордена Сантьяго. 1630-е
Уже в этой ранней работе видно, что художник прошёл хорошую школу Веласкеса. Видимо, он начал обучение ещё подростком, или в ранней юности, а его учитель был в те годы совсем молодым художником (но уже очень известным).
Портрет монаха. Ок. 1650
Одна из самых известных работ художника. Заслужено.
Архитектор Хосе Ратес Далмау (ок. 1624-1684)
В Википедии датировано 1660-ми, а я, исходя из манеры и из возраста изображённого, полагаю, что не позднее 1660 г.
Драматург Августин Морето (1618-1669). Ок. 1648-1653
А этот портрет я, наоборот, из тех же соображений датировал бы несколько более поздним временем.
Юдифь
Ангелы, прислуживающие Христу. 1660-е
Импрессионистичнее, чем у Веласкеса, но и не так реалистично. Путь, по которому двинулась испанская живопись в целом и такой её выдающийся представитель как Мурильо, в частности.
Призвание апостола Матфея. 1661
Человек у левого края картины - сам художник.
Если сравнивать с портретом работы Веласкеса, видно, что он сильно европеизировал свои черты. Этими чертами, в совокупности с причёской, он очень похож на Илью Ефимовича Репина, поэтому я выдвигаю сказочную версию: после смерти дух Хуана Парехи почти два века "летал над грешною землёй", а потом вселился в тело новорожденного сына "билетного солдата" из города Чугуева. И в этой жизни Пареха уж не упустил свой шанс и реализовался в качестве художника по полной. Так что будем считать, что ему всё-таки повезло))