Об архаике и примитивизме на примере "Трона"

Aug 24, 2012 10:28





Теперь я понял, что такое настоящая архаика. Вчера я смотрел фильм «Трон» 1982 г.в. Не так давно вышел сиквел, так что интерес к «Трону» со стороны публики вызван именно этим событием. Но я сиквел не смотрел, просто хотелось увидеть первые шаги компьютерной графики в кинематографе.
В Сети прочитал разные рецензии на фильм, в том числе довольно много негативных, а порой и просто злобных. Зря вы так, ребята. Сюжет действительно очень бесхитростный, но ведь надо понимать, что целевой аудиторией были подростки образца 1982 г. Если перечислять научные и технические ляпы - это даже у меня, гуманитария заняло бы не меньше страницы, поэтому на них просто не обращаешь внимания. Да и вообще, для меня, как визуала, красивая картинка зачастую важнее сюжетной глубины.



А картинка действительно красивая. Графичность, лаконичность, локальные цвета - черты, свойственные примитиву, но примитиву, заметим, развитому. И полутонов и валеров (если употреблять живописные термины) нет именно потому, что техника еще не дошла. Зато уж графичность использовали на полную катушку. Как ни парадоксально, «Трон» помогает лучше понимать Джотто (далее аналогии проводить не буду, дабы избежать обвинений в кощунстве).
И еще «Трон» - это мифология. В те далекие годы, когда личные ПК были достоянием немногих компьютер казался чем-то почти волшебным, гораздо более таинственным и непонятным, нежели полеты в космос, например. (Уж извините - в 1982 г. мне было слишком мало лет, чтобы говорить о собственных воспоминаниях, но можно спроецировать на этот год то, что было на несколько лет позднее. Особенно учитывая технологическое отставание в рассматриваемой области). Так вот, «Трон» - одно из первых произведений в мировой культуре, где космическим полетам предпочитаются странствия в виртуальной реальности. И «Трон» во многом подражает космическим сагам; ассоциации со «Звездными войнами» во время его просмотра всплывают постоянно. Без труда находятся аналоги Хана Соло, Оби Ван Кеноби и даже Дарта Вейдера. Ну и космические корабли, «звездолеты прямого луча» (термин, кажется, из Ефремова, ну ла пусть будет) и т.д. - вещи едва ли уместные внутри компьютера. Финальная сцена, где Трон бросает диск в «основание светового цилиндра» - тоже почти парафраза SW, впрочем, сюжет с главным героем, кидающим круглый предмет в огонь, дабы победить Мировое Зло встречается кое-где еще (думаю, понимаете где).
Это - корни. Если же говорить о ветвях, то и сюжетные линии, и визуальную составляющую «Трона» можно найти в очень многих фильмах, что выходили после: это и «Терминатор» (я имею в виду в первую очередь Скайнет) и «Матрица» и «Аватар», не говоря уже о произведениях более мелкого масштаба. Впрочем, не стал бы утверждать, что здесь влияние конкретно «Трона». Так что, думаю, при всей своей банальности и наивности (с т.з. сегодняшнего дня) этот фильм - один из краеугольных камней современной массовой культуры и, шире, массового сознания.
P.S. Кстати, конец фильма я определенно видел, во всяком случае фраза "Привет, программы" засела где-то в глубинах памяти. Возможно, это было в первой половине 1990-х, когда диснеевские фильмы показывали по центральному телевидению.

личное, фантастика, 20 век, примитив, архаика, искусство, кино, 21 век, техника, диалог культур, США

Previous post Next post
Up