Одна из величайших трагедий в мировой истории искусства - то, что древнегреческая живопись погибла почти полностью. Остались лишь жалкие крохи, если проводить аналогию, - несколько кусочков мозаики, по которым восстановить общую картину крайне сложно.
Да, конечно, сохранилось много расписанных ваз, но всё же, это другой вид искусства, со своим языком и закономерностями развития. К тому, же вазописцы по рангу считались ниже горшечников, которые эти самые вазы делали, монументальная же живопись была искусством/ремеслом значительно более высоким, и конечно, скорее наработки монументалистов переходили к вазописцам, хотя полное заимствование было невозможно. (Тут можно провести аналогию с монументальной живописью и миниатюрой и, позднее, гравюрой в искусстве средних веков и ренессанса).
Фрески из Гробницы ныряльщика в Пестуме - безусловный шедевр, в то же время это - едва ли не единственное произведение греческой монументальной живописи, дошедшее до нас от эпохи ранней и высокой классики (датируются 480-470 гг. до н.э.). Есть соблазн предположить, что раз уж случайная вещ исполнена на столь высоком уровне, то и всё остальное было не хуже, но удержимся от этого.
Фрески Гробницы ныряльщика предельно лаконичны: нет светотени, предметы изображены двухмерными, а не трёхмерными. В целом, пространственные построения такие же, как в египетской живописи, разве что кисти рук у некоторых персонажей изображены в довольно сложном ракурсе (и художник с эти ракурсом отлично справляется). У нас нет никаких оснований считать, что греки в 5 в до н.э. не то, что знали перспективу, но и хотя бы пространственные построения на уровне итальянского треченто, так что сообщение Витрувия о том, что младший современник автора этих фресок, Агафарх изобрёл перспективу (как оно часто трактуется) оставим на его, витрувиевой совести. Вообще, картина развития греческой живописи, насколько мы можем её представить, не очень хорошо согласуется с той, что изображают римские авторы, Плиний, в первую очередь. Но простим им, писавшим спустя несколько веков после событий, о которых они повествуют: у Вазари, вон и то сколько ошибок и анахронизмов.
1.
Потолок
2.
Западная стена
3.
Впереди, с авлосом, возможно, девочка, а не мальчик, потому, что кожа белая.
Северная стена
4.
5.
6.
7.
Впрочем, на симпозиях и без девушек прекрасно обходились
Восточная стена
8.
Южная стена
9.
10.
11.
12.