Хуан Фернандес де Наваррете (1526-1579), получивший прозвище Эль Мудо (Глухонемой) - испанский художник со сложной и интересной судьбой.
Автопортрет, 1569 (?)
Маньеристичненько, но мне видятся здесь зачатки мощного испанского реализма "золотого века"
Он действительно был глухонемой - оглох в возрасте трёх лет, так и не научившись толком говорить. Детство Эль Мудо провёл в монастыре, где освоил язык жестов, которыми общались монахи, давшие обет молчания (сказывается, существовал и такой, впрочем, не удивительно, что существовал). Там же он начал заниматься живописью. В молодости Хуан Фернандес де Наваррете совершил вояж в Италию, работал в мастерской самого Тициана. Вернувшись в Испанию, он участвовал в работах по украшению Эскориала, с 1565 по 1568 г. занимал должность придворного живописца с фиксированным окладом, но вынужден был её оставить из-з проблем со здоровьем. Впрочем, и в 1570-х он, судя по всему, работал довольно активно.
Эль Мудо называют "испанским Тицианом" и действительно, в некоторых работах влияние великого венецианца очень заметно. Но в целом до Тициана он, конечно, сильно не дотягивает, и причина этого, думается, в отсутствии хорошей базы, которая была в 16 веке только у итальянских художников и то у немногих. Одного влияния великого мастера мало, надо, чтобы зёрна упали на хорошую почву, а этой почвы как раз и не было. Хуан Фернандес де Наваррете обладал большим талантом, но живопись его неравномерна: некоторые картины выглядят архаично для второй половины 16 века, некоторые суховаты. Впрочем, в иных работах он предвещает грядущий караваджизм.
Испанская живопись 16 века была затемнена живописью следующего столетия, когда творили Сурбаран и Веласкес, которых, впрочем, подзабыли везде, за исключением их родины вскоре после смерти. Даже Эль Греко был открыт только во второй половине 19 века, что уж говорить о каком-то Эль Мудо. Работ последнего до нас дошло немного, да и репродукции в хорошем качестве отыскать не просто. Любуйтесь пока тем, что есть)
Апостолы Пётр и Павел. 1577
Эль Мудо создал серию картин с изображением апостолов для Эскориала. Пожалуй. это наиболее "тициановские" из его полотен.
Матфей и Варнава. 1577
Симон и Иуда Фаддей. 1578
Варфоломей и Фома. 1577
Иоанн Евангелист и Матфей. 1578
Филипп и Иаков Младший. В соавторстве с Диего де Урбина. 1579-1580
Мученичество Св. Иакова Старшего. 1571
Явление трёх ангелов Аврааму. 1576.
Здесь все три ангела (три мужа по Библии) очень похожи на Христа.
Явление Христа Богоматери. 1578-1579
Фрагмент
Рождество.
Крещение Христа. 1567.
Пожалуй, самая известная, но не самая лучшая картина художника
Бичевание Христа. 1575
Мученичество Св. Лаврентия. 1578-1579
Поклонение пастухов. 1575
Святое Семейство. 1575
Иоанн Креститель в темнице. Ок. 1560-1570
Кающаяся Магдалина.
Кающийся Св. Ироним. 1569.
Здесь явное влияние старой фламандской живописи, которую в Испании 16 века ценили и любили не меньше, чем итальянскую
Распятие. Копия с Рогира ван дер Вейдена.
Голова мужчины. Ок. 1570-1575
Книжка про художника на испанском