Художники, которым не повезло - 118. Хуан Фернандес де Наваррете

Jun 11, 2021 14:02

Хуан Фернандес де Наваррете (1526-1579), получивший прозвище Эль Мудо (Глухонемой) - испанский художник со сложной и интересной судьбой.



Автопортрет, 1569 (?)
Маньеристичненько, но мне видятся здесь зачатки мощного испанского реализма "золотого века"

Он действительно был глухонемой - оглох в возрасте трёх лет, так и не научившись толком говорить. Детство Эль Мудо провёл в монастыре, где освоил язык жестов, которыми общались монахи, давшие обет молчания (сказывается, существовал и такой, впрочем, не удивительно, что существовал). Там же он начал заниматься живописью. В молодости Хуан Фернандес де Наваррете совершил вояж в Италию, работал в мастерской самого Тициана. Вернувшись в Испанию, он участвовал в работах по украшению Эскориала, с 1565 по 1568 г. занимал должность придворного живописца с фиксированным окладом, но вынужден был её оставить из-з проблем со здоровьем. Впрочем, и в 1570-х он, судя по всему, работал довольно активно.
Эль Мудо называют "испанским Тицианом" и действительно, в некоторых работах влияние великого венецианца очень заметно. Но в целом до Тициана он, конечно, сильно не дотягивает, и причина этого, думается, в отсутствии хорошей базы, которая была в 16 веке только у итальянских художников и то у немногих. Одного влияния великого мастера мало, надо, чтобы зёрна упали на хорошую почву, а этой почвы как раз и не было. Хуан Фернандес де Наваррете обладал большим талантом, но живопись его неравномерна: некоторые картины выглядят архаично для второй половины 16 века, некоторые суховаты. Впрочем,  в иных работах он предвещает грядущий караваджизм.
Испанская живопись 16 века была затемнена живописью следующего столетия, когда творили Сурбаран и Веласкес, которых, впрочем, подзабыли везде, за исключением их родины вскоре после смерти. Даже Эль Греко был открыт только во второй половине 19 века, что уж говорить о каком-то Эль Мудо. Работ последнего до нас дошло немного, да и репродукции в хорошем качестве отыскать не просто. Любуйтесь пока тем, что есть)



Апостолы Пётр и Павел. 1577

Эль Мудо создал серию картин с изображением апостолов для Эскориала. Пожалуй. это наиболее "тициановские" из его полотен.



Матфей и Варнава. 1577



Симон и Иуда Фаддей. 1578



Варфоломей и Фома. 1577



Иоанн Евангелист и Матфей. 1578



Филипп и Иаков Младший. В соавторстве с Диего де Урбина. 1579-1580



Мученичество Св. Иакова Старшего. 1571



Явление трёх ангелов Аврааму. 1576.
Здесь все три ангела (три мужа по Библии) очень похожи на Христа.



Явление Христа Богоматери. 1578-1579



Фрагмент



Рождество.



Крещение Христа. 1567.
Пожалуй, самая известная, но не самая лучшая картина художника



Бичевание Христа. 1575



Мученичество Св. Лаврентия. 1578-1579



Поклонение пастухов. 1575



Святое Семейство. 1575



Иоанн Креститель в темнице. Ок. 1560-1570



Кающаяся Магдалина.



Кающийся Св. Ироним. 1569.
Здесь явное влияние старой фламандской живописи, которую в Испании 16 века ценили и любили не меньше, чем итальянскую



Распятие. Копия с Рогира ван дер Вейдена.



Голова мужчины. Ок. 1570-1575

Книжка про художника на испанском

Испания, ренессанс, живопись, маньеризм, 16 век

Previous post Next post
Up