Новый вид Ипатьевского монастыря

May 08, 2021 19:01



На сайте музея "Коломенское" (официальное длинное и корявое название лень воспроизводить). (Благодарю oldcolor за наводку).
Описание оттуда же:
"Изображен ансамбль построек Костромского Ипатьевского монастыря: Троицкий собор 1650-52 гг, здание Архиерейского корпуса конца 16-19 вв., две высокие башни, завершение которых аналогично изображению на гравюре 18 века. Над постройками стоящего на берегу реки монастырского ансамбля помещен в овале поясной портрет Михаила Федоровича Романова в кафтане, с бармами, скипетром и державой. Внизу река Кострома, плывущие лодки и плот".

По поводу этого изображения было два гипотезы:
1. Изображение фентезийное.
2. Картина отражает реальную ситуацию, пусть и с искажениями.

В первый момент я склонялся к первой версии потому, что цекрковь в левой части картины (ц. Рождества Богородицы, под номером 3 на рисунке ниже) в 1760-х-1850-х годах была однокупольной и потому, что нет никаких документальных свидетельств, что Архиерейский корпус, выходящий фасадом на р. Кострому, имел такой вид, кк на картине: два  треугольных фронтона по краям и один лучковый фронтон в центре, а над ним - восьмерик, увенчанный барочным колоколообразным куполом.



Кстати, что это за гравюра 18 века, о которой говорится на сайте музея? Мне не известно ни одно изображение Костромы, относящееся к 18 веку (за исключением карт), а я занимаюсь этой темой очень давно. Тем не менее, есть ряд изображений уже 19 в., на которых башни Ипатьевского монастыря увенчаны колоколообразной кровлей. Вот одно из них:



П.П. Свиньин (рисунок), Галактионов (гравюра). Ипатьевский монастырь в Костроме. 1839

Здесь Ипатий очень похож на изображение с первой картины, но в другом ракурсе и с заметными отличиями в деталях, что заставляет предположить, что изображения созданы независимо друг от друга. 1839 - это год публикации гравюры, но она явно восходит к более раннему рисунку, созданному до 1819 г., когда началась перестройка Архиерейского корпуса по проекту Н.И. Метлина, в результате которой корпус получил классцистский портик. О том, что монастырь действительно имел такой облик, как на картине и гравюре, свидетельствуют некоторые детали.
1. Полукруглый выступ, укреплённый тремя контрфорсами по центру здания. На гравюре он тоже заметен, во всяком случае, прямолинейность балкона (или карниза?) отделяющего третий этаж от второго, в этом месте нарушается.
2. Купол на восьмиугольном барабане над лучковым фронтоном: и на картине и на гравюре эта деталь изображена очень похоже.
3. Церковь Рождества Богородицы. На картине она изображена пятиглавой, в то время как в действительности была увенчана единственным колоколобразным куполом. Есть соблазн предположить, что картина восходит к изображению, созданному её до перестройки церкви в 1760-х годах (до этого она была, по всей вероятности, пятиглавой), но я удержусь от этого, ибо в остальном церковь напоминает ту, что видна на других рисунках первой половины 19 в., до того, как она была в очередной раз перестроена в 1859 г.. Возможно, художник изобразил пятиглавие потому, что барочный купол легко перепутать с завершением башни.
4. Деревянный обруб, возведённый, чтобы предупредить разрушение стен и корпусов монастыря водами реки Костромы.

"Одновременно со строительством новых зданий в 1742-1744 гг. по проекту архитектора И.Ф. Мичурина были отремонтированы почти все монастырские постройки. Возможно, именно в этот период для защиты от половодья, несколько раз наносившего существенный урон монастырю, вдоль берега был устроен деревянный "обруб" с "тарасами" (деревянными стенками, заполненными землей), а за ним тын из вертикально поставленных бревен"

Этот же обруб мы видим и на гравюре Свиньина. Около 1837 г.  он был заменён каменным по проекту К.А. Тона, который сохраняется и доныне, он же виден на рисунке братьев Чернецовых 1838 г.






Между гравюрой и рисунком, как уже был замечено, есть существенные различия, но гравюра вообще очень неточна, о "ляпах" на ней можно сделать отдельный пост. Сейчас же можно утверждать почти уверенно, что архиерейский корпус существовал в том виде, в каком показан на картине и гравюре. Рискну предположить, что автором перестройки был как раз И.Ф. Мичурин - известный архитектор эпохи барокко, уроженец Костромского края (наиболее известная его постройка - колокольня в Троице-Сергиевой лавре). В целом со стилем Мичурина облик архиерейского корпуса согласуется.
Известно, что в 1747 г. корпус был надстроен третьим деревянным этажом, который в 1820-1822 гг. был заменён на каменный. Дерево вполне могло имитировать камень.
Сама картина могла быть создана и в 19 веке, но Ипатьевский монастырь изображен на ней таким, каким он был примерно в 1747-1819 гг., с известными оговорками, конечно.



Н.Г. и Г.Г. Чернецовы. 1838 (?)



П.П. Свиньин.
На этих рисунках изображён Архиерейский корпус, перестроенный по проекту Н.И. Метлина в стиле классицизм. Таким он был в 1820-1830-х годах, а в 1840-1850-х его перестраивает уже К.А. Тон.

См. также:
Виды Ипатьевского монастыря 1830-х гг. е
P. S. Оказывается, эта картина воспроизведена в книге И.В. Рогова и С.А. Уткина "Ипатьевский монастырь. Исторический очерк". 2003.
Подпис к ней гласит "Вид Ипатьевского монастыря в середине XIX века". Поздняя датирвка  и то, что Ипатий выглядит на картине необычно, видимо, угасили пой интерес к ней, хотя книгой я пользовался неоднократно, даже в ЖЖ на неё ссыллался.

19 век, датировка, 18 век, Кострома, архитектура

Previous post Next post
Up