Старая (1992 г.) статья:
И.М. Денисова. Образ древнеславянского храма в русском народном искусстве.
Основная мысль статьи достаточно чётко отражена в её названии: в резьбе на русских прялках и вышивках (и не только) 18-19 вв. можно найти изображения древнеславянских храмов. В момент выхода статьи был ещё жив академик Б.А. Рыбаков и его идеи (и что ещё важней, его методология) находились на пике популярности не только среди дилетантов.
Денисова приводит кучу этнографических, мифологических, археологических фактов в подтверждение своей гипотезы (117 ссылок на 16 страниц текста с картинками), но всё мимо кассы.
Подтвердить гипотезу, что русские резчики и вышивальщицы позапрошлого столетия изображали в своих произведениях языческие славянские храма мешают два момента:.
Во-первых, изображения в народном искусстве нередко очень условны и допускают множество интерпретаций.
1.
"Варианты дерева-строения с признаками женской фигуры в вышивке"
Так это дерево, строение, или женская фигура? Несложно объявить, что и то, и другое и третье одноверменно (легко добавляется и четвёртое, например, гора (горы), а над ней - солнце), но опровергнуть это сложно. Гипотеза "Х=всё" не фальсифицируема (по Попперу) а потому не должна считаться научной.
Во-вторых, между языческими храмами и прялками 19 в. пропасть в несколько столетий. В идеале неплохо было бы составить непрерывный ряд изображений от 10 к 19 в. (или наоборот) в котором первым будет стоять изображение языческого храма, однозначно интерпретируемое, а последними, скажем вот такие вот картинки с прялок:
2.
(Кстати, христианский крест над "языческим древнеславянским храмом" - уже само по себе замечательно). Но где же этот ряд взять? Непрерывное "движение вниз" закончится где-нибудь в 18 веке, самое оптимистичное, в 17-м, дальше всё будет очень фрагментарно и неоднозначно интерпретируемо.
Рыбаковцы любят отыскивать схожие изображения и знаки в культурах, отделённых друг от друга многими веками и/или тысячами километров и находить между ними связь.
3.
Вот татуировка на руке пожилой сванки, Денисова связывает её с фигурой между двумя птицами с первого рисунка. Отдалённое сходство действительно есть, но при такой условности можно связать что угодно с чем угодно, допустим, неолитический петоглиф из пустыни Сахара с вышивкой на одежде эскимоса, есть ли между этими знаками генетическое родство, изображают ли они одно и то же, или сходство между ними объясняется исключительно простотой исполнения? Разумеется, нужно учитывать контекст, но и это не всегда помогает сделать однозначные выводы. И ещё один важный момент: чем проще и условнее изображение, тем полнее должен быть ряд, связывающий его с другим подобным изображением.
Далее, не всегда понятно, что имели в виду народные мастера, когда создавали тот, или иной рисунок. Иногда, возможно, ничего не имели в виду, просто переносили его с первоисточника на своё изделие, неизбежно внося искажения. Или могли придумывать свою интерпретацию (поэтому я не особенно бы доверял словам народных мастеров). Я уже писал когда-то, что нужно очень осторожно связывать знаки, созданные в разных техниках (условно, татуировка и роспись керамики) и даже в одной и той же технике, но в разном контексте (условно, прялка и наличник). Значения таких изображений может быть различным даже при внешнем сходстве.
4.
Изображение на прялке справа напоминает церковь, а слева я вообще не уверен, что это архитектурное сооружение, хотя по контексту должно быть оно. Обе прялки датируются 19 в. (слева - первая половина). Посмотреть бы на "предшественников" из 18 в. и ранее!
5.
Два всадника возле "церкви", или "часовни" , внутри которой ёлочка, тоже увенчанная крестом. По мнению Денисовой ёлочка - символическое "мировое древо".
Кстати, выскажу гипотезу, что сооружения крестиком, или маковкой не обязательно должны изображать церковь. Допустим, крестьянин хотел изобразить красивое здание, "хоромы". Но самым большим и красивым архитектурным сооружением, которое он видел в своей жизни, была церковь и он придавал черты культовой архитектуры этим самым хоромам.
В заключение, фрагмент текста из статьи И.М. Денисовой, тут всё прекрасно, так что оставляю без комментариев.
Художнику Всеволоду Иванову понравилось бы, наверное, про " подъём национального самосознания"