Есть художники, которые прославились не своим искусством, а своего роде "геростратовой славой". Так, Даниэле да Вольтерра был замечательным живописцем, но его знают, как "тряпичника", прикрывавшего срамные части фигур на фресках Микеланджело. Пьетро Торриджани был очень хорошим скульптором, но прославился тем, что сломал нос всё тому же Микеланджело. Зачастую и имён таких художников не помнят, помнят лишь, что были такие, которые сделали что-то нехорошее, или, по крайней мере, забавное.
Едва ли даже многие искусствоведы сходу назовут имена всех участников "Бунта 14-и", но почти вспомнят, что один из них отказался в последний момент бунтовать и попросил разрешения участвовать в конкурсе. Естественно, ему было отказано, т.к. в конкурсе не может быть только один участник. Больше ничем этот художник не прославился. Его звали Пётр Петрович Заболотский (1842- не ранее 1916).
Пётр Петрович Заболотский был сыном живописца Петра Ефимовича Заболотского (1803-1866) - живописца, близкого к Тропинину и Венецианову. Заболотский-старший учил живописи М.Ю.Лермонтова и написал два портрета русского поэта. Среди наследия Петра Ефимовича есть вещи интересные, не уступающие лучшим работам Тропинина (но вторичные по отношению к последнему), есть посредственные, но он уж точно не был лишен таланта и мастерства. А вот на его сыне природа немного отдохнула.
Видимо, в юности Заболотский-младший был прилежным рисовальщиком и неоднократно получал награды за свои учебные работы. Его восход был ранним и из 14 "бунтарей" он был самым юным (всего 21 год). Но - изъян многих систем художественного образования - прилежный ученик далеко не всегда становится выдающимся, да и просто хорошим художником. (Замечу также, что хороший рисовальщик вполне может стать плохим живописцем).
Живопись Петра Петровича Заболотского (в основном, портреты) гиперреалистичная и сухая, как живопись Зарянко, но без присущего Зарянко "блеска". Но нельзя сказать, что эта живопись плохая: уравновешенная композиция, неброские цвета, нет явных огрехов в анатомии. Глядя на его работы, понимаешь, за что он мог цениться в юности. Пётр Заболотский, видимо, чётко осознавал свои возможности и не пытался прыгнуть выше головы. Судьба его как художника была не слишком завидной: звания академика он так и не получил, в отличие от большинства своих товарищей-"бунтовщиков", все про него забыли и даже год смерти его остался неизвестен. Но причина безвестности отнюдь не в том не слишком благовидном поступке, который он совершил в юности. Впрочем и за этот поступок я его не осуждал бы.
Портрет неизвестной. 1872
Портрет неизвестного
Портрет неизвестной девочки. 1872
Портрет неизвестного купца
Портрет А.И Гейден
Портрет адмирала Л. Л. Гейдена
Портрет М.П. Новосильцевой. 1902
Портрет П.П. Чернохвостова. 1889
Портрет Александра III. 1889
Уснула. 1867
Пост в ЖЖ про отца и сына Заболотских