Художник Жюль Бретон, картинами которого Винсент восхищался с юности,
жил в Курьере, в ста семидесяти километрах от Малого Вама. Винсент купил
билет на все свои деньги, а когда билет кончился, шел пешком пять дней,
ночуя в стогах сена и выменивая хлеб на свои рисунки. Когда Винсент
очутился среди зеленых садов Курьера и увидел новую, только что
выстроенную из красного кирпича великолепную мастерскую Бретона, - вся его
смелость мигом пропала. Два дня бродил он по городу, но преодолеть свою
робость перед строгой, выглядевшей столь неприступной мастерской так и не
смог. Измученный, зверски голодный, без сантима в кармане, в башмаках
Питерсена, подошвы которых стали угрожающе тонкими, он прошел пешком все
сто семьдесят километров до Боринажа.
Ирвинг Стоун. Жажда жизни
Кем же был этот Бретон, которого так почитал Ван Гог в своё время? Жюль Адольф Айме Луи Бретон (1827-1906) при жизни пользовался большой популярностью и не только пиетет к нему со стороны никому не известного молодого голландца тому свидетельством. Одна из картин Бретона в 1886 г.
установила рекорд, став самым дорогим полотном живого автора, проданным с аукциона (за 45 тыс. долларов, или примерно 230 тыс. франков, примерно 1,4 млн. долларов сейчас) (по
другой версии - вторым по стоимости). В следующем году этот рекорд был побит работой сверхпопулярного тогда Мейссонье. При жизни Бретона его картины часто репродуцировались.
Сейчас Мейссонье посвящено 26 статей в Википедии, Бретону - 23, это намного меньше, чем число статей про Ван Гога (193). Картина "К первому причастию", о которой шла речь выше, в 2016 г. была продана за 1,27 млн. долларов, т.е. ее цена за 130 лет почти не изменилась с учетом инфляции. Во сколько раз выросла цена на работы Ван Гога, говорить не приходится. Sic transit!
Жюль Бретон писал, в основном картины на крестьянские темы. Он слащавее, чем его старшие современники Курбе, или Милле, которые также подвизались (в том числе и) на этом поприще и мне больше напоминает Бастьен-Лепажа, который был намного младше. Конечно, он салонный художник, как почти все "нормальные" художники его времени. Живописцем Бретон был талантливым и мастеровитым, но просмотр нескольких десятков его картин с миловидными крестьянскими девушками несколько утомляет, начинаешь понимать, почему ценителям искусства захотелось, наконец, чего-то другого.
1.
Автопортрет. 1895
2.
Лето. 1891
Бретон вовсе не пытался отгородиться от новых веяний, в поздних работах можно увидеть импрессионистические приёмы. Впрочем, в этюдах и эскизах "импрессионизм" виден и раньше, что не удивительно: сущность импрессионизма- этюдность, возведенная в принцип.
3.
Пейзаж в окрестностях Курьера. 1860
4.
Пастушка. 1870
"Ступай себе мимо!"
5.
Женщина под зонтиком. Ок. 1870
6.
Женщина под зонтиком. 1871
7.
Девушка-рыбачка. 1878
8.
Раненая чайка. 1878
9.
Стирка белья в Бретани. 1865
10.
Радуга. 1883
11.
Цветы под снегом. 1890
12.
Перекус. Набросок. 1885
(Я понимаю, что слово "перекус" - не литературное. Но как это еще назвать?)
13.
Пряха. 1872
14.
Сборщица колосьев. 1859
15.
Сборщики колосьев. 1854
Можно бы сказать, что здесь он подражает Милле, но
знаменитая картина того была создана на три года позднее.
16.
Сборщицы колосьев. 1864
17.
Возвращение с полей. 1871
18.
Конец дня. 1865
19.
Праздник у дедушки. 1864
Детки неестественно маленькие. Такое "перовство" (от Перова) для Бретона, вообще, не характерно.
20.
Чтение. 1865
21.
Вязальщица. 1860
22.
Вязальщица. 1858
22.
Отдыхающая крестьянка. 1873
Ноги грубоваты, чувствую, доставалось ему тогда за "натурализм".
23.
Песнь жаворонка. 1884
В Штатах эта картина очень известна, она дала название
роману Уиллы Картер.
24.
Девушка, не освещенная солнцемКрестьянская девушка за вязанием. Ок. 1870
25.
Спящая на дереве. 1877
26.
Сборщицы винограда. 1862
Этюды Бретона нравятся мне больше, чем картины.
27.
Пряха. 1872
28.
Невинность. 1879
29.
Любовные знаки
30.
Сожжение травы
31.
День Св. Иоанна. 1875
32.
Конец рабочего дня
33.
Обмолот и просеивание зерна. 1865
34.
Созывание сборщиц колосьев. 1859
Забавно: к середине столетия наполеоновская шляпа превратилась в головной убор для постых мужиков. Так идёт развитие моды
35.
Уставшая крестьянка. 1886
36.
Звезда пастушки (?).1887
37.
Пропольщицы. 1868
38.
Вечер. 1880
39.
Отдых крестьян. 1882
40.
Рыбаки из Ментона. 1878
Немного напоминает Пюви де Шаванна.
41.
Крестный ход. 1858
Процессия идёт не по прямой, а по изогнутой относительно плоскости картины дороге. Приём, который впоследствии используют и Ходлер и Дейнека.
42.
Мужской портрет. 1868
43.
Покаянная процессия в Бретани. 1869
44.
Женщина со свечой. 1869
45.
Женщина со свечой. 1873
46.
Покаянная процессия в Кергоа. 1891
47.
К первому причастию. 1884
Именно об этой картине шла речь в начале поста.
Брат Жюля Бретона - Эмиль Бретон (1831-1902) и его дочь, Виржини Демон-Бретон (1859-1835) также были художниками.
Эмиль Бретон писал, в основном, ночные пейзажи.
48.
Эмиль Бретон. Рождественская ночь. 1892
49.
Эмиль Бретон. Ночной пейзаж. 1894
50.
Виржини Демон-Бретон. Рыбак, смотрящий на море.
Виржини работала в манере отца, но в некоторых её работах появляется какой-то нездоровый маньеризм.
51.
В воду. 1898
52.
Отец семейства в море. 1889
Эту работу копировал, если так можно выразиться, Ван Гог, никуда от него не уйти))