Вопрос-ответ. Про болезни, таксистов и преступников

Oct 21, 2019 10:20

С недавних пор стал отвечать на вопросы в "The Question". Некоторые свои ответы буду приводить здесь.

Вопрос: Почему моё желание всех переделать - это фашизм? А вам не хочется, чтоб не было преступников, хронических больных и болтливых таксистов?

Мой ответ: В желании искоренить хронические болезни не вижу ничего фашистского, но только до тех пор, пока это не делается принудительно. Если больной человек не хочет лечиться и его болезнь не несет серьёзной опасности для окружающих - пусть болеет на здоровье! Но тут встает очень сложная проблема о границе между нормой и патологией (в широком смысле). На примере болтливых таксистов: тот, кто для вас болтун, для другого - приятный, общительный человек. (Кстати, эта проблема технически разрешима уже сегодня - пассажиры составляют рейтинг таксистов по болтливости и можно будет выбирать того, кто больше подходит).

Что касается преступников, то тут важно понимать, что преступление - это социальный конструкт; то, что считалось преступлением вчера, сегодня таковым не является и наоборот. преступников можно определить, как людей, склонных нарушать принятые в обществе нормы, но в том-то и дело, повторюсь, что нормы, эти подвижны. И положительная роль "преступников" в том, что они нащупывают эти границы и правовые нормы меняются на благо всех людей. Что касается действительно опасных преступников (грабителей, насильников, убийц) - да, был бы неплохо выявлять людей с такими наклонностями еще до того, как они совершили преступление и корректировать их поведение. Но - исключительно с их согласия и без большого вреда для их физического и психологического здоровья. Иначе получится, что они подвергаются наказанию еще до того, как совершили преступление (и, возможно, никогда не совершили бы).

преступность, общество, о вреде запретов

Previous post Next post
Up