Еще о скульпторах и скульптурах

Oct 09, 2019 13:43



Сальваторе Альбано. Падшие ангелы, 1893

В комментариях к предыдущей записи высказывали верную, но довольно банальную мысль, что множество итальянских скульпторов во второй половине 19 века появилось потому, что существовало еще большее множество декораторов.
Естественно, тогда едва ли не на каждом сарае был скульптурный (лепной, или вытесанный) декор, для создания которого существовала целая армия скульпторов-декораторов. (Сейчас нужда в этой армии отпала).
Масса скульпторов-декораторов действительно может послужить благодатной почвой, на которой вырастают, как деревца, скульпторы-фигуративщики. Но все же, между декоратором и фигуративщиком пропасть, если уж продолжать биологические аналогии, как между прокариотической и эукариотичекой клетками. Из второй, после длительного и весьма ухабистого пути может развиться и секвойя и человек, но между ней и первой - почти непреодолимая пропасть. Мастер может великолепно ваять гирлянды и сложнейшие коринфские капители, более того, он может проявлять во всей этой орнаменталистике немалую фантазию, но если он попробует сделать даже не статую и не голову, а всего лишь маску человека, то велика вероятность, что выйдет нечто вот такое (№7)*. А скорее всего, и такого не выйдет.
На венской выставке 1873 г., по словам В.В. Стасова, Италия представила 300 скульптур, всего же их было около 900 (т.е. все остальные страны-участники, каковых было около 40, смогли представить лишь в два раза больше, чем Италия). Замечу, что декораторов, по крайней мере, в ведущих европейских странах было уж точно не меньше, чем в Италии, по моим субъективным впечатлениям, итальянская архитектура второй половины 19 века декорирована, пожалуй, даже победнее, чем архитектура некоторых других европейских стран того же периода. Но в Италии (Северной и Центральной) традиция создания голов и статуй, пожалуй, самая прочная и не знавшая длительных и глубоких периодов упадка. Куча народа специализировалась на ваянии аллегорических фигур на фасадах и оградах, надгробий и мадонн, и делала это неплохо.

Взгляните на верхнюю картинку. Лет за 250 до того, как это было изваяно, создание подобной скульптуры (с чисто технической точки зрения) было сложнейшей задачей, достойной самого Бернини*. Но множество поколений скульпторов трудились над подобными вещами в течение веков и к концу 19 столетия нагромоздить такое переплетение тел стало уже банальностью. Поэтому Бернини - гений, а Сальваторе Альбано - ремесленник, удостоившийся аж четырех статей в Википедии. И тут не могу не отметить, насколько же условной выглядит граница между искусством и ремеслом, да и само противопоставление их кажется слишком надуманным.

* Для  многих академистов-фигуративщиков создание хорошего декора - тоже задача нетривиальная.

** Сегодня изваять такое снова способны не многие (именно так, раздельно)





Джозуэ Ардженти (1819-1901, две статьи в Википедии). Спящая красавица

ДПИ, 19 век, скульптура, Италия

Previous post Next post
Up