Это не изобрели в Китае

Jun 15, 2019 10:23

Была у меня книжка под названием "Это изобрели в Китае", какого-то китайского автора, изданная в 1950-х, в период советско-китайской дружбы.
Порой можно услышать утверждения, что к началу Нового Времени (или к концу средних веков) еще не было понятно, кто вырвется вперед: Западная цивилизация, или Дальневосточная, ибо по технологическому, экономическому и культурному развитию Китай (условно, относим сюда и Коре с Японией) во многом опережал Европу. Например, недавно слышал, что Китай в 11 веке выплавлял железа больше, чем Европа, вроде бы, в 16-м. Может и так, хотя мне непонятно, насколько точно можно узнать объемы производства китайского железа в 11 веке.

Сравнить по всем отраслям и сферам деятельности Китай и Европу мне сложно, поэтому буду говорить, в основном, про изобразительное искусство и архитектуру. Итак, что знала Европа и чего не знал Китай (или почти не знал) к условному 1600 г.

1. Арки, своды и купола. Вообще-то в Китае арки и своды знали еще в древности и применяли, например, при строительстве гробниц, но они почти никогда не достигали таких размеров, как европейские (пролет 20 м и более) и никогда не были распространены так широко, как в Европе. Вот, например, средневековые китайские мосты - арочные имеются, но большинство стоечно-балочные. (Справедливости ради, есть и однопролетный мост Аньцзи). Ни одного китайского каменного купола (не ложного!) я вообще не могу вспомнить, хотя, возможно, они есть. Китайцы достигли больших высот в развитии деревянной архитектуры (система доугун), но, скажем, деревянные перекрытия позднесредневековых английских залов не намного проще. А уж если мы возьмем деревянные кружала для сложнейших нервюр поздней готики...
В целом крупнейшие европейские архитектурные сооружения значительно превосходят по размерам крупнейшие китайские (отдельные здания, а не архитектурные комплексы).

2. Контрапост и пластическая анатомия. Эпизодически в китайской живописи и скульптуре можно встретить что-то напоминающее контрапост, но системой это не было. В целом, европейские художники изображали человека реалистичнее, чем китайские еще в античнсти, а в эпоху ренессанса они возродили это умение и довели его до совершенства. Развитие пластической анатомии влечет за собой развитие анатомии вообще, а та - развитие физиологии и биологии в целом.

3. Перспектива и теория теней. Ни того, ни другого в Китае (а также в Корее я Японии) просто не было, а ведь помимо того, что это средство правдоподобного изображения натуры, и перспектива и наука о светотени связаны с развитием геометрии, а та, в свою очередь влияет на развитие картографии, астрономии, фортификации и артиллерии... Китайцы создавали великолепные пейзажи, но и Европа, к рассматриваемому времени кое-что сделала в этом направлении. Возможно, пейзажи Брейгеля примитивнее китайских (хотя это как смотреть), но эмоциональное воздействие производят не менее сильное.

Чего еще китайцы не знали (отдельные примеры, их может быть больше, но тут я профан, так что поправляйте, если что):
- алфавита;
- позиционной системы счисления;
- китайская фортификация, на мой непрофессиональный взгляд, к 1600 г. была примитивнее европейской
- наконец, мореплавание (космонавтика того времени). Был, конечно, полулегендарный адмирал-евнух Чжэн-Хэ, но все же, не китайцы приплыли в Европу, а европейцы в Китай. К тому же, европейские плавания были систематическими и плавали они по всему миру.

Европа, искусство, Китай, цивилизация, техника

Previous post Next post
Up