Смысл и назначение музея. Тезисно и субъективно

Jun 04, 2019 21:11

К дискуссии в ФБ Софьи Багдасаровой (shakko_kitsune)


1. Музеи возникли изначально как собрания ценных* вещей (кабинеты и галереи), как произведений рук человеческих, так и природных диковин. Собственно и сейчас музей, это прежде всего (ИМХО!) - собрание и хранилище ценных предметов. От хранилища странно требовать, чтобы оно приносило доход, хотя в некоторых случаях оно может доход приносить. Владелец коллекции, будь то частное лицо, некая организация, или государство, в принципе, может вообще свое собрание никому не показывать и никого к нему не допускать. Но это не очень правильная позиция, потому, что...
2. ... раритетные вещи (произведения искусства, исторические артефакты, природные объекты) имеют научную ценность и нуждаются в изучении. Если речь о произведении искусства, то его нужно датировать, атрибутировать (или уточнить датировку и атрибуцию), изучить историю создания и бытования, авторскую технику и т.д. Поскольку произведение искусства не существует в вакууме, попутно может быть сделаны открытия в области истории искусств, просто истории, других науках (например, разработаны новые естественно-научные методы, которые могут пригодиться не только при изучении артефактов). Ценность конкретной "единицы хранения" может упасть, например, окажется, что автор полотна - не знаменитый художник, а его малоизвестный (или вовсе неизвестный) подражатель, а может, вообще, это подделка. Тут, конечно, владельцы малых коллекций оказываются в не очень выгодном положении, но могут утешаться тем, что при изучении их собрания был сделан вклад в науку, и это может принести свои выгоды. А если коллекция большая, то итоговые плюсы уж точно перевесят минусы.
3. Владелец коллекции (напоминаю, это не обязательно физ. лицо) может открыть ее для публики просто, чтобы не чахнуть над златом, как Кощей - большого убытка для него не будет, а иногда может быть и прибыль. Но показывать публике экспонаты надо еще и потому, что, например, ценность произведения искусства во многом определяется его известностью. Будет ли известной картина, которая триста лет хранится в условном подвале и никто ее не видит даже в репродукциях? Последнее тоже важно: чем более актуально произведение искусства, тем чаще оно репродуцируется (и наоборот - чем чаще репродуцируется, тем более известно и актуально). К тому же, публику нужно воспитывать, прививать ей определенные вкус и ценности, нужно воспитывать будущих исследователей и коллекционеров. Т.е. просветительская и идеологическая функции музея тоже немаловажны и есть музеи, которые ради них и создавались. К сожалению, возможностей для показа всего собрания зачастую нет, поэтому значительная часть коллекции остается в запасниках, но исследователям она доступна.



4. Помимо музеев, выросших из частных коллекций (основной функцией которых было хранение) были и другие, своего рода аттракционы, задачей которых был как раз заработок. Там с чучелом мастодонта соседствовала восковая статуя бородатой женщины, а рядом могла висеть картина "Рафаэля", или "Рубенса" (чаще всего именно в кавычках). От них ведут историю сугубо коммерческие музеи и выставки. Их смысл и назначение не вызывает вопросов**, но к сожалению, для многих нет различия между такими музеями и тему, о которых шла речь выше.
Ради чего этот пост и был написан.

* Почему эти вещи ценные - отдельный вопрос, мы его оставим.
** Может создаться впечатление, что я против подобных музеев и выставок. Отнюдь, обеими руками "за".

искусство, общество, культура

Previous post Next post
Up