"Долгое время учёные были уверены, что слоны не способны использовать орудия, так как они провалили тест. При этом слоны постоянно подбирают что-то с земли и делают это виртуозно, но исследователи заключили, что слоны не разобрались в задаче.
На самом деле это исследователи не разобрались в слонах - те используют хобот не только, чтобы доставать пищу, но и чтобы её понюхать.
Когда слон хватает хоботом палку, это мешает ему учуять еду. Когда эксперимент изменили, подвесив фрукты вне досягаемости слона, а в углу положили несколько ящиков, слон довольно быстро сообразил, что можно подставить ящики, чтобы забраться за едой. Как бы ни усложняли задачу, делая так, что слон должен был запомнить расположение ящиков, он отлично справлялся с тестом, потому что исследователи нашли подходящий для данного вида тест. В результате на настоящий момент широко известно, что слоны обладают выдающимися умственными способностями...
Давно было известно, что попугаи способны запоминать человеческую речь и ситуативно использовать фразы, но эффект был скорее случайным, чем напоминающим осмысленную речь. Ирэн использовала новый метод обучения «треугольник», когда учитель «обучает» одновременно и другого человека, и птицу, что сильно повысило уровень понимания. В результате жако Алекс выучил английские названия более чем 80 предметов и названия категорий («цвет», «форма», «материал»). Он правильно отвечал на многочисленные вопросы, касающиеся свойств предмета («какого цвета шестиугольная деревяшка?»). В тесте при предъявлении пар предметов, сначала знакомых, а затем совершенно незнакомых, попугай в 70-80 % случаев на вопрос «что одинаковое?» или «что разное?» правильно называл признак, по которому предметы были сходны или различны. Если предметы были полностью идентичны, то на вопрос «что различается?» попугай отвечал «ничего». Кроме того, он использовал эмоциональные категории для описания своего состояния. Это далеко выходит за пределы простого повторения."
Отсюда