Перенес на Дзен три старых "концептуальных" записи про развитие живописи, реализм и абстракцию. Они есть и здесь, но некоторые картинки пропали. А там - с картинками!
Про абстракцию и не только
Меня давно волнует вопрос, на который я так и не нахожу ответа: почему среднестатистический человек плохо способен воспринимать абстрактную живопись, в то время, как самое абстрактное из искусств - музыку он воспринимает вполне легко?
Живопись искусство изобразительное, т.е., если уж копаться в этимологии - подражательное, миметическое. Аналогом живописи в музыке было бы подражание звукам реального мира: от пения птиц до тарахтенья трактора. Парадоксально, но в музыке такие «извращения» начались только в модернистскую эпоху, в то самое время, когда живопись доросла до абстракции. Почему так происходит? Попробую поспекулировать… "Великая абстракция", "великая реалистика", а также эволюция и "деградация"
На протяжении всей истории художники стремились рисовать и писать так, чтобы «было как в жизни», но, тем не менее, к реалистическому изображению вел только один основной путь - изучение натуры, и работа с нее, в частности. Все остальные пути вели к упрощению и схематизации. Об универсальности и специализации в живописи
Если говорить об искусстве вообще, то можно вспомнить гигантов эпохи Возрождения, которые были и живописцами и скульпторами и архитекторами и еще кучу всего другого делали. Пожалуй, последним таким универсалом был Бернини, однако его живопись почти неизвестна широкому кругу. Далее, начиная все с того же ренессанса из просто Картины последовательно выделяются отдельные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр. При этом сама живопись продолжает развиваться и совершенствоваться. В произведениях великих (и даже не столь великих) мастеров 17 века сложно выделить какую-то составляющую в ущерб другим, будь то сюжет, композиция, рисунок или живопись. В дальнейшем это единство распадается. Спор рубенсистов и пуссенистов - один из симптомов этого распада.