Венецианов, Пуссен и "телега впереди лошади"

Jan 03, 2019 21:46

Чем дальше, тем больше привлекает меня Венецианов. Выдающийся художник - при том, что от природы не обладал он выдающимся талантом.



А.Г. Венецианов. Жатва. Лето. Сер. 1820-х
Постижение натуры (не исключавшее, впрочем, отвлеченных, а порой и просто схоластических интеллектуальных построений) - задача, которую ставил перед собой Ренессанс, в очень широком хронологическом понимании, от Джотто до Караваджо и караваджистов. Итогом этого постижения стала академическая система. В России же телега стояла впереди лошади - получили извне академическую систему, поняли, насколько она отвлеченная и кинулись постигать натуру. Кинулись, поначалу, очень немногие, Венецианов - в первую очередь. Алексей Гаврилович и его ученики, по крайней мере, на ранней стадии творчества - "ренессансные" художники.
Венецианов призывал подчиняться одной натуре, но для него природа оставалась во многом непонятной и он постигал ее с упорством натуралиста. Он и был натуралистом (в смысле не художником-натуралистом, а просто натуралистом) - чего стоит его внимание к проблемам перспективы. И конечно, Венецианов рационалист - в этом отношении его уместно сблизить с Пуссеном. Пуссен ведь тоже ренессансный, в немалой степени, художник, и, подобно Венецианову, вырос он на академической почве. Только академизм в его время был еще очень молод и не успел закоснеть.



Н. Пуссен. Руфь и Вооз. Лето. Ок. 1660-1664
И не случайно, что Венецианов высоко ценил Пуссена. Впрочем. Гвидо Рени он тоже ценил, но в этом он не был оригинален.

ренессанс, реализм, 19 век, живопись, 17 век, академизм

Previous post Next post
Up