Про дискеты, паровозы и домики

Jun 13, 2012 20:48

Оригинал взят у krylov в «обойтись без объяснений»
Дочка написала кое-что на компьютере и хочет сохранить вордовский файл. Я показываю ей, куда нажимать, и вдруг она меня спрашивает - «а почему тут какой-то странный квадратик нарисован»?

И я внезапно понимаю, что иконка «сохранить» изображает шестидюймовую дискету - то есть предмет, который она никогда в жизни не видела и даже не может взять в толк, что это такое.

Заинтересовавшись, я стал рассматривать и другие иконки - и обнаружил на функции «показать/скрыть медиабраузер» символическое изображение киноплёночного кадра, то есть ещё одной вещи, нынешнему поколению неведомой и непонятной.

А в мейлере - иконка: конвертик с треугольным клапаном. Конвертики ещё иногда используются, но, во-первых, редко, и, во-вторых, выглядит бумажный пакетик сильно иначе. Я уже и не помню, когда последний раз письмо с треугольничком видал.

И ведь всё это рисуется «для понятности». «Интуитивный интерфейс».

Вот этим-то обычно и оборачиваются все наши усилия «обойтись без объяснений». Сначала и вправду обходимся, а потом приходится прилагать двойные усилия, чтобы объяснить ещё и то, чем именно заменяли объяснение....

От себя добавлю: здесь Константин Крылов описывает стандартный путь развития знаковой системы от конкретного к абстрактному. Но этот путь тоже может быть в двух вариантах.
Первый - это когда изображение по каким-то причинам (чаще всего ради удобства написания) предельно схематизируется, так что узнать конкретный прототип в нем довольно затруднительно. Все эти "алефы", "беты", "гимели" и "далеты" когда-то ведь были изображениями конкретных предметов. И знак "=" тоже вроде бы восходит к изображению весов. А вот несколько иное - в знаке "√" довольно сложно узнать первую букву слова "radix".

Случай, о котором пишет Крылов - второй вариант развития событий. Здесь, наоборот, изображение вполне конкретно, а вот его изначальный смысл не вполне ясен. Что поделаешь, если прогресс ускорился настолько, что бытовые предметы устаревают быстрее, нежели их изображение успевает схематизироваться.
Из другой области вспомню знак:



Паровозик здесь вполне роеалистичный, хотя такие локомотивы почти не встречаются уже много десятилетий подряд. А еще - из области детского рисунка. Поросишь дете и подростков (да и взрослых, наверное) нарисовать дом - в большинствве случаев получишь одноэтажное строение с двускатной крышей, а зачастую и с трубой. Хотя большая часть населения давно уже живет в многоэтажках с плоскими крышами и централизованным отоплением (правда, в последнее время в России наметился обратный процесс - на западе он давно уже идет). Вот такие дела.

стилизация, случайность, абстракция, история, 20 век, хронология, архаика, зрительное восприятие, реализм, детский рисунок, психология, техника, диалог культур, Россия

Previous post Next post
Up