Снова про пассеизм

Jun 11, 2012 20:11

Начал писать продолжение поста про "линию красоты" Хогарта, но что-то заело. Поэтому делаю перепост, ибо масли Александра Павленко созвучны моим. Пассеизм - неотъемлемая часть нашего времени, причем давненько уже - более сорока лет.
Я писал об этом:
Стимпанк - признак конца утопии?
И к удивительнгым звездам мне никогда не слетать...
Оригинал взят у alexander_pavl в Прикладная мифология
Мифология - вещь опасная. Но она необходима для человека, она даёт ему ту опору под ногами, без которой не прыгнешь и не присядешь отдохнуть.
Конспирологи утверждают, что Большие Мифологии создаются специальными людьми, таким образом программирующими целые цивилизации на десятилетия и столетия вперёд. Может быть, это и не так, но мечтой всякого интеллектуала является создание мифогенного текста.
Примерами мифологии могут быть самоопредения Старого и Нового Света. Европейская культура позиционирует себя как «старую». Есть даже выражение «Старая Европа», а уж о культе исторических достопримечательностей и говорить нечего. Новый Свет, напротив, говорит о себе как о «молодой стране», уверяет всех и каждого, что не имеет никакой истории и что, мол, корни Америки в лозунге «Go West». Конечно, и то и другое - чистая мифология. На самом деле, и та и другая культура взяли старт в XVII веке, практически одновременно. Для Америки это было прибытие голландцев, французов и пуритан, для Европы - Тридцатилетняя война, жестоко прочертившая границу между «новым» и «старым» временем. Каковы де результаты применения двух мифологий? Америка устремлена в будущее, все неловкости и срывы для неё только ступени к грядущему триумфу, но, с другой стороны, у американцев имидж прямолинейных и простодушных, как подростки. Европа же на протяжении нескольких сотен лет переживает «закат» и «упадок», но зато у европейцев репутация изощрённых высококультурных аристократов. Что лучше, что хуже? И та, и другая позиция имеют свои недостатки...
К чему это я клоню?К тому, что в начале 60-х в СССР культивировалась мифология «комиссаров в пыльных шлемах», а точкой отсчёта Эпохи был легендарный выстрел «Авроры», крейсера с символическим, неслучайным названием. Это толкало общественное бессознательное в будущее, пелись песни «Мы на край Земли придём, мы заложим новый дом, и табличку прибьём на сосне...» и прочие «пыльные тропинки далёких планет». А потом? К середине 70-х «далёкие планеты» вызывали хихиканье, а горизонты оглашались бессмысленным «Это время звучит: БАМ!!! На просторах глухих: БАМ!!!» абсолютно нечеловеческих масштабов. Что произошло? А произошла смена мифологический парадигмы.
Во времена Хрущова и начальный период правления Брежнева царил культ революции, отбросившей ветхую культуру. Именно в рамках этой парадигмы особо чуткие к веяниям времени личности бросились громить церкви, как вопрощение вековых традиций, и пострадало огромное число архитектурных памятников. Но, с другой стороны, это была короткая эпоха социального оптимизма, надежды на то, что новое поколение будет жить лучше, чем старое.
Это время дало мощный толчок развитию литературы, кинематографа, музыки и даже живописи. В общем, вся культура развернулась от бесконечного сталинского Золотого Всегда к Будушему. И появление утопической социальной «научной фантастики», литературы огромного обаяния, было совершенно закономерно. Я коллекционировал журналы «Техника-Молодёжи» 60-х годов. В них пульсировала радостная устремлённость в завтрашний день. Это же чувство выстветяло «Наваждение» Л.Гайдая и «Мой младший брат» Зархи по сценарию Аксёнова и Анчарова разом. Когда мне (в мои школьные семидесятнические годы) становилось тошно, я дышал атмосферой шестидесятых, листая «ТМ». Ну, я не осознавал, как и чем семидесятые годы отличаются от предыдущего десятилетя. Но разницу чувствовал на уровне интуиции.
Да... О чём это я? А, вот! И это устремление в будущее довольно быстро заглохло. Его сменило расслабленное ностальгирование по «России, которую мы потеряли». По конфеткам-бараночкам, по гимназисткам румяным, с которыми так приятно пьются редедеры в отдель ном кабинете ресторана. Как-то постепенно, почти незаметно Великим Предком советского человека оказался не комиссар в пыльном шлеме, а поручик Голицын, а если не он, то, конечно, корнэт Оболенский. Обычно говорится, что слом социального оптимизма наступил 1968 году, после того, как гусеницами советских танков была раздавлена «пражская весна». Но на самом деле всё случилось гораздо раньше. И окончательной констатанией факта разворота от светлого будущего к прекрасному прошлому стал провал торжественного празднования пятидесятилетия Октябрьской социалистической революции.

цикличность, общество, техника, диалог культур, Россия, пассеизм, история, 20 век, фантастика, исторические мифы, Европа, искусство, настроение, 21 век, Америка, культура

Previous post Next post
Up