Еще об историзме и слабой фантазии

Aug 01, 2018 14:14

Собрался писать про перспективу у Конрада Вица и наткнулся на один замечательный пост в ЖЖ, посвященный этому художнику.

Цитата оттуда (про то, что средневековые и ренессансные* художники изображали библейских и античных персонажей в современных одеждах): "Кто-то писал: они что, озверели?! Не видели что ли античных статуй и фресок, во что они ( Read more... )

ренессанс, живопись, мода, фантастика, 16 век, историзм, 15 век, 21 век, средневековье

Leave a comment

dr_pilger August 1 2018, 14:03:43 UTC
Тут ещё вот в чём дело.

Ведь не только костюмы (конечно, тогда не знали точно, что именно носил Иисус или волхвы, это и сейчас отнюдь не очевидно; разве что с Иоанном Крестителем всё ясно), но и пейзажи, на фоне которых изображаются исторические сюжеты, тоже часто взяты из актуальной повседневности. Это-то уж точно художники знали - что не в окрестностях Брюсселя находилась Голгофа.

И дело не в историческом сознании, есть оно или нет, а в чётком понимании художником, что именно он изображает, а чего не изображает, и в определённого рода интеллектуальной честности. Вот не знаем мы, как именно должен быть одет Сидящий на троне - но зато мы знаем, что он - Царь, вот и пусть будет одет, как положено царю, чтобы всем это было видно и понятно. Ведь в нём главное то, что он царствует - и царствует в вечности, а не в каком-то историческом периоде. Вот Авраам возвращается после победы в битве и встречает Мелхиседека, царя и священника - и Авраам одет как воин, а Мелхиседек - как царь и священник. Какой эпохи, какого народа? Допустим, не знал художник, какие там доспехи были во времена Авраама, но оно ему и не надо, ему надо показать, что он (в этом конкретном эпизоде, кстати, а не всегда) воин.

Рядом с персонажами священной истории часто изображены заказчики картины - они тоже в современных костюмах и вообще органически вписаны в композицию, в тот сюжет, где их вообще-то не было. Конечно, художник не имел в виду, что Св. Иероним имел обыкновение держать за руку и благословлять того или иного члена городского правления, вряд ли они вообще были знакомы. Но в определённом смысле - особенно с точки зрения Того, для которого нет ни времени, ни пространства - это так и есть. Или, во всяком случае, так хотелось бы донатору :)

Reply

tito0107 August 1 2018, 15:31:41 UTC
"Это-то уж точно художники знали - что не в окрестностях Брюсселя находилась Голгофа."
Знать-то они знали, но представляли ли, как палестинская природа выглядит? Большинство из них дальше, чем за несколько сотен километров от родного города не уезжали. Некоторые счастливчики побывали в Италии, поэтому представления о разнообразии ландшафтов у них были побогаче. Ян Ван Эйк, вот, в Португалии побывал, что не преминул отразить в Гентском алтаре. Даже несколько веков спустя А. Иванов избрал в качестве фона для евангельских событий пейзаж Центральной Италии. Очень хотел побывать в Палестине, но у него не получилось. А ведь в то время не составляло большого труда найти пейзаж с видами Святой Земли, даже первые фотографии появились, но, видимо, Иванову было этого недостаточно.

"И дело не в историческом сознании, есть оно или нет, а в чётком понимании художником, что именно он изображает, а чего не изображает, и в определённого рода интеллектуальной честности."

Да, но одно другому не противоречит.

Reply


Leave a comment

Up