Много лет назад я загадал загадку: кто автор этой картины?
Жак-Луи Давид. Битва Марса и Минервы. 1771
Несмотря на то, что Давид учился у основоположника французского неоклассицизма Жозефа-Мари Вьена, его ранние работы исполнены в рококошной стилистике, идущей от его первого учителя - Буше. Впрочем, манера Вьена в 1770-е годы тоже меняется: становится менее строгой и классичной, сближается с уже уходящим в прошлое рококо. Далее все работы Давида.
Мадмуазель Жимар в роли Терпсихоры. ок. 1773-1775
Аполлон и Диана убивают детей Ниобы. 1772
Смерть Сенеки. 1773
Сравните со
"Смертью Сократа".
Но рококо наскучило Давиду уже в молодости, он ищет новые пути в живописи и среди прочего обращается к караваджизму. Известно, что в ранний период своего творчества он сделал несколько копий с работ Караваджо и Валантена, а впоследствии воспроизводил композиции с картин Караваджо в своих произведениях. (Самый известный пример - аллюзия на "Погребение Христа" в "Смерти Марата").
А вот караваджистский "Святой Иероним":
Святой Иероним. ок. 1779-1780
Давид не так уж часто использует в своей живописи излюбленный прием караваджистов - тенебросо (резкий светотеневой контраст), но все же такие примеры встречаются. Впоследствии это станет излюбленным приемом у, пожалуй, самого талантливого ученика Давида - Жерико.
Флейтист Франсуа Девьен. 1792
Бонусом - парный портрет, который просто мне нравится:
Портрет супругов Антуана и Анжелики Монже. 1812
Он - директор монетного двора, нумизмат, археолог и историк искусства. Она -
довольно приличный живописец-неоклассицист, ученица Давида. Заинтересовало, какая же у них разница в возрасте. 28 лет, Антуану Монже на картине 65 лет, Анжелике - 37. Подозреваю, Давид несколько омолодил их обоих, но контраст все равно бросается в глаза.