Про художника Смирнова

Jun 30, 2018 18:29

Просматривал фотки, сделанные в Русском музее в 2015 г., наткнулся вот на эту. Картина художника с редкой русской фамилией Смирнов:



Василий Сергеевич Смирнов (1858-1890). Смерть Нерона. 1888

Вот в репродукции:



Картина тогда меня впечатлила своей необычностью для русской живописи того времени. Это сочетание красного, белого и черного, ритм вертикалеи и горизонталей, стена, перекрывающая взор в глубину - путь в искусство 20 века. (Картина, кстати, была написана в Италии). Тогда я даже хотел написать про Смирнова как про художника, которому не повезло, но потом от этой затеи отказался. Ибо ему повезло, на самом деле. Повезло, что написал такую картину. Она даже стала довольно известной (в Википедии объемистая статья).
Но вот другие картины Смирнова:



Св. благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя. 1883
Это дипломная работа Смирнова. Композиция - как будто из времен Акимова и Угрюмова. Конечно, за сто лет историческая наука шагнула вперед и на картине это не могло не сказаться. Но можно сопоставить хотя бы с "Воскрешением дочери Иаира" Репина (да хоть бы и Поленова), созданной за 12 лет до того. Впрочем, нет, нельзя сопоставить. И не думаю, что архаизм здесь нарочитый.



Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков. 1889 - 1890

Картина неплохая, но, в общем, обычный салонный историзм, таких полотен в то время были многие сотни, даже тысячи (если брать Европу). И даже то, что некоторые фигуры из свиты императрицы отсылают к равеннским мозаикам - в русле тенденция того времени.
Проживи Василий Сергеевич подольше - может, сблизился бы с мирискусниками, и создал бы произведения совсем иного рода, а может и нет. Я скорее за то, что не сблизился бы.



19 век, живопись, академизм, историзм

Previous post Next post
Up