Сумбурно-эволюционное

Dec 12, 2017 10:52



Эволюционное древо человека, с "Антропогенеза"
Крупно
Вот только что это они в качестве примера Хомо Сапиенса поместили человека со стоянки Сунгирь? Как истинный евроцентрист, вижу в этом пережиток дурного вульгарного евроцентризма.) Кстати, о цвете, кожи, глаз и волос Сунгиря-1, если не ошибаюсь, ничего не известно, так что было бы забавно представить его темнокожим и курчавым.
И еще об эволюции. Заканчиваю читать "Логику случая" Евгения Кунина и жалею, что не прочитал ее раньше. Книжка несколько сложноватая, но познавательная. Одна из основных идей - то, что усложнение форм жизни, зачастую понимаемое как прогресс, не закономерно, во многом оно определяется случайностями.
Крупнейшие эволюционные события - появление репликации и рождение эукариотической клетки произошли случайно, впрочем, второе - явление довольно маргинальное, жизнь прекрасно эволюционировала бы и в отсутствие эукариотов. Большинство форм жизни не усложняются, а сохраняют существующий уровень сложности, или, даже упрощаются. (Впрочем, это я осознал еще в школе, разве что не про большинство, а просто, что такие тоже имеются).
И да, Кунин неоднократно упоминает Докинза, весьма почтительно, что мне, как "ультрадокинзианцу" приятно. И тут встает вопрос: применимо ли все вышесказанное к меметической эволюции, при всей условности этого понятия? С одной стороны, многие человеческие изобретения появлялись неоднократно и независимо (как и многие эволюционные (биологические) изобретения), с другой - некоторые фундаментальные изобретения, без которых немыслимо развитие нашей цивилизации, такие как колесо, алфавит и каменная арка (не ложная!), возможно, были сделаны лишь однажды. Ну и насчет усложнения культур. Многие культуры до момента столкновения с высокоразвитыми цивилизациями не усложнялись со времен неолита, или даже палеолита. Это не значит, что они не эволюционировали, просто эволюция не шла по пути усложнения, или, напротив, шла по пути упрощения. Материальная культура тасманийцев примитивнее, чем материальная культура "сунгирцев" (поправьте, если не так) и, не исключено, чем материальная культура их общих предков*. Плюс, не исключено, что нематериальная (в самом прямом смысле, которая никаких материальных следов не оставила) культура у самых примитивных племен была достаточно высоко развита, хотя я придерживаюсь мысли, что обычно развитие материальной и нематериальной культуры идет рука об руку.

*Разумеется, я далек от расистской мысли о том, что представители "примитивных" культур не смогли создать культуры более высокоразвитые потому, что им не хватило ума. В этом смысле я скорее "даймондианец" ("не повезло, просто")

P.S. вот здесь - интересная рецензия Гельфанда на книгу Кунина, где он тоже меметику поминает

эволюция, антропология, книги, личное, биология

Previous post Next post
Up