Углубление пространства

Nov 26, 2017 16:25



"Когда пили кровь, как зверьё..."
Узнаете картинку?
Да, это один из ранних эскизов к "Плоту Медузы" Жерико, 1818
Симметричная классицистская композиция. Персонажи выстроились перед зрителем как актеры на сцене, прорыва в глубину нет.



Здесь примерно  то же самое, но несколько сложнее. Кстати, здесь отчетливо виден исходник - "Страшный" суд Микеланджело



Тут уже основная масса людей повернута к зрителям если не спиной, то боком - увидели корабль. Диагональ подчеркивает стремительное движение, из застоя вырываются.



В окончательном варианте диагональ - уже не прямая, а линия, близкая к экспоненте, к тому же, развернутая в глубину. А кораблик маленький, его почти не видно: надежда на спасение сильная, но шансы ничтожны.

Еще два примера из отечественной живописи, как художник отказывается от классицистского построения пространства. Еще две огромных картины



Федор (Фиделио) Бруни. Медный змий. Эскиз, ок. 1828
Змий по центру, рогатый Моисей - среди народа

И окончательный вариант:



Здесь змий сдвинут влево, а Моисей - в глубине



Александр Иванов. Явление Христа народу. Эскиз, 1833
Явился уже.

В более поздних вариантах композиции фигура Христа все больше отодвигается в глубину.






неоклассицизм, 19 век, живопись, пространственные построения, романтизм, академизм

Previous post Next post
Up