Накануне очередной поездки в Питер вспомнилось, насколько же еще совсем недавно многое было проще. Эта фотка не моя, я взял ее отсюда -
http://transphoto.ru/photo/177368/. Но старинный троллейбус ЗИУ, долгие годы верой и правдой служивший "Зениту" в качестве сарая, а потом отданный в питерский транспортный музей, я на клубной базе в Удельной видел. Раньше не было особых проблем с тем, чтобы туда попасть - не режимный же объект. Святая святых - оно, конечно, факт. Но это ведь не значит, что все вокруг - дьяволы и супостаты, от которых нужно отгораживаться всеми доступными способами.
У меня этот пасьянс пока не складывается. С одой стороны, футбол в стране неуклонно теряет популярность. С другой - охраняют его так рьяно, ретиво и массово, как еще недавно не охраняли, думаю, даже первых лиц государства. И, в то же время, всяких гнусностей на футбольных матчах и вокруг них было несравненно меньше. Скажите мне, вот что изменилось в нашей жизни? Где тут причина, где следствие?
Мы всегда были проще и раскрепощеннее, и никому не казалось, что это представляет опасность. О том, что жизнь может протекать без шлагбаумов и домофонов, ЧОПов и бейджиков, мы уже скоро и задумываться перестанем. И самым крупным подразделением почти любого футбольного клуба сейчас является вовсе не детская школа, а служба безопасности.
В общении мы тоже потеряли многое. Эти памятные яркие слова с филейной части троллейбуса принадлежат Владиславу Радимову. Из игроков его поколения на подобные перлы были способны многие. Люди говорили то, что думали, и не слишком-то парились по поводу того, что подумает о них княгиня Марья Алексевна и ее родственники, работающие в футбольных или криминальных структурах. Тренеры и игроки охотно общались с журналистами, не окружали себя ореолом таинственности и вековой мудрости и были готовы говорить, может, коряво и неполиткорректно, но зато свежо и искренне.
А сейчас все смелые разве что в соц.сетях...
Что ни говорите, а с этим троллейбусом из нашей жизни что-то ушло. И далеко не только билеты, которые в Москве и Ленинграде стоили по четыре копейки, а в остальных городах - пять. Не столько ЗИУ стал музейным экспонатом, сколько многое из того, что с ним связано. Так что я даже боюсь объявить следующую остановку на его жизненном маршруте - тут ведь и до конечной недалеко...