Вторичная выгода болезни и психосоматика

Sep 29, 2012 20:20


Глазами Л.Н. Толстого.

<...>

Болезнь Наташи была так серьезна, что, к счастию ее и к счастию родных, мысль о  всем том, что  было  причиной ее болезни,  ее  поступок и  разрыв с женихом  перешли на второй план. Она была так больна, что нельзя было думать о том,  насколько она была виновата во всем  случившемся, тогда как  она  не ела,  не  спала,  заметно худела, кашляла  и  была,  как  давали чувствовать доктора,  в опасности.  Надо было  думать  только  о  том,  чтобы помочь ей. Доктора  ездили  к  Наташе  и   отдельно  и  консилиумами,  говорили   много по-французски, по-немецки и по-латыни, осуждали  один  другого,  прописывали самые разнообразные лекарства от всех им известных болезней; но ни одному из них не приходила в голову та простая мысль, что им не может быть известна та болезнь,  которой  страдала  Наташа, как  не  может  быть известна  ни  одна болезнь, которой одержим живой человек: ибо каждый живой человек  имеет свои особенности и всегда  имеет  особенную и  свою  новую, сложную,  неизвестную медицине болезнь, не болезнь легких, печени,  кожи,  сердца, нервов и т. д., записанных  в  медицине, но  болезнь,  состоящую  из  одного из бесчисленных соединений в страданиях  этих органов. Эта простая мысль не  могла приходить докторам  (так  же,  как  не может прийти колдуну мысль,  что  он  не  может колдовать) потому, что их дело жизни состояло в том, чтобы  лечить,  потому, что за  то  они получали  деньги,  и потому,  что на это  дело они потратили лучшие годы своей  жизни. Но главное -- мысль эта не  могла прийти  докторам потому,  что  они видели,  что они несомненно полезны,  и были действительно полезны  для  всех  домашних  Ростовых.  Они  были  полезны  не потому,  что заставляли проглатывать  больную  большей частью вредные вещества (вред этот был  мало  чувствителен,  потому  что  вредные  вещества  давались  в  малом количестве),  но они полезны, необходимы, неизбежны  были (причина -- почему всегда  есть  и  будут  мнимые  излечители,  ворожеи, гомеопаты и  аллопаты) потому,  что они  удовлетворяли нравственной  потребности  больной и  людей, любящих  больную.  Они  удовлетворяли  той  вечной человеческой  потребности надежды  на  облегчение,  потребности  сочувствия  и  деятельности,  которые испытывает  человек  во  время  страдания.  Они  удовлетворяли  той  вечной, человеческой -- заметной в ребенке в самой  первобытной форме -- потребности потереть то место, которое  ушиблено.

<…>

"Война и мир" 1868

психология, литература

Previous post Next post
Up