Шлюпки "Титаника"

Oct 02, 2011 19:10




Шлюпочная палуба «Титаника».


Спасательные шлюпки, подвешенные на шлюпбалках.

Одной из главных причин ужасающего числа погибших на "Титанике" до сих пор считается халатность экипажа. Моряков упрекают в том, что они спускали на воду полупустые шлюпки, на которых могли бы спастись еще около пятисот пассажиров. Казалось бы, об обстоятельствах "катастрофы века" известно все. Два официальных расследования, десятки книг, независимых исследований, фильмов (первый появился всего через две недели после катастрофы) с разных ракурсов описали буквально каждое мгновение трагедии. И все же главный миф гибели "Титаника" может быть пересмотрен.

Пропавшие шлюпки





Как известно, после столкновения "Титаника" с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года спасшихся подобрало пассажирское судно "Карпатия".


Спасательная шлюпка "Титаника", снятая одним из пассажиров "Карпатии"



Потерпевшие крушение поднимаются по штормтрапу на палубу «Карпатии».



Шлюпка № 4 на борту "Карпатии"



"Карпатия"  спускает шлюпки с "Титаника". Нью-Йорк, 18 апреля.

Вместе с пассажирами оно доставило в Нью-Йорк 13 из 20 шлюпок с погибшего лайнера. Их выгрузили в доках компании "Уайт Стар" - собственника "Титаника". Только после этого на берег сошли пассажиры. Возвращение "Карпатии" стало сенсацией - ажиотаж был таков, что у доков собралась 30-тысячная толпа зрителей. Вероятно, именно поэтому никто не удивился, когда появились сообщения, что шлюпки с "Титаника" пропали в первую же ночь - якобы зеваки растащили шлюпки на сувениры, не оставив от них почти ничего.
Никому не показалось странным, что охрана доков "Уайт Стар" и полиция не только не предотвратили массового мародерства, но даже не задержали ни одного любителя сувениров. Следует также отметить, что "Карпатия" подошла к причалу вечером, около 21 часа. Высадка пассажиров длилась несколько часов.







А фотографии,  запечатлевшие шлюпки "Титаника" в доках "Уайт Стар", сделана при дневном свете. Прекрасно видно, что целы и сами шлюпки, и их оснастка (весла, съемные мачты).




Следовательно, по крайней мере одну ночь лодки пережили. Но с тех пор никто никогда их не видел. А значит, не мог экспериментально проверить, сколько можно посадить туда людей.

Остались только бумаги
Немедленно по прибытии спасшихся на американскую землю началось американское расследование обстоятельств катастрофы. Главным для сенатской комиссии был вопрос - почему погибло так много людей (около полутора тысяч из двух тысяч двухсот на борту)?
Основная часть ответа была проста: потому что на "Титанике" не было достаточного количества шлюпок. Таковы были тогдашние законы британского судоходства. В отличие от простых американских, предписывавших иметь на каждого человека на борту место в шлюпке, они требовали от каждого большегрузного корабля не менее 16 шлюпок. Причем рассчитывались не посадочные места в них, а водоизмещение. Минимумом для британского корабля водоизмещением более 10 тыс. тонн было спасательное водоизмещение в 9625 кубических фута. Из расчета 10 футов (около кубометра) на человека получался "объем" для 962 человек. Когда эти правила принимались в 1894 году, крупнейшее британское судно имело водоизмещение 12 тысяч тонн. А "Титаник" имел уже 50 тысяч тонн водоизмещения и мог принять на борт более 3 тысяч человек.
По официальным данным, утонувший лайнер имел 20 шлюпок: 2 катера - N1 и N2, рассчитанные на 40 человек, 14 шлюпок - NN3-16, на 65 каждая, 4 разборные лодки - А, В, С, D - вмещающие по 47 пассажиров. Всего на спасательных плавсредствах официально планировалось разместить 1178 человек. А раз официальный минимум превышен, компанию-судовладельца официально упрекнуть было не в чем. Однако число спасенных оказалось значительно меньше - 705 человек. Американская комиссия также установила, что большинство лодок, подошедших к "Карпатии", имело на борту гораздо меньшее количество людей, чем то, на которое официально были рассчитаны. К аналогичным выводам пришло и последовавшее затем британское расследование. Так появилось утверждение, ставшее неотъемлемой частью истории "Титаника", - экипаж не сделал всего возможного для спасения людей и стал косвенным виновником гибели почти пятисот человек. Упоминание о полупустых шлюпках, спускаемых с обреченного корабля - непременный атрибут практически любого рассказа о знаменитой морской катастрофе.



Шлюпочное влечение
Несмотря на свою кажущуюся ясность, ситуация со шлюпками оказалась одной из самых популярных среди исследователей истории "Титаника". Спасшийся во время катастрофы, но проживший затем всего 8 месяцев полковник Арчибальд Грейси стал пионером этого направления, подготовив книгу, целиком посвященную тому, сколько в какой шлюпке было людей, и попытке установить их поименно. По сей день возвращаются к этой теме энтузиасты, предлагая свои варианты рассадки пассажиров по именам и по количеству. Словно ощущают в этом некий глубокий смысл или загадку, подвох истории.
Эпоха Интернета сделала возможным сравнить сразу многие исследования. За годы после катастрофы выработался уже некий базис в определении количества людей в каждой из спасательных шлюпок, и цифры теперь расходятся на единицы. Правда, большей частью потому, что вновь берущиеся за это дело энтузиасты просто теряются в море фактов и принимают на веру данные более ранних источников. Но и они не безгрешны. Шлюпки спускались в темноте, в спешке, мало кому из потрясенных пассажиров или членов экипажа приходило в голову считать друг друга. После спуска на воду произошла пересадка людей между несколькими шлюпками, что тоже затрудняет подсчет. Наконец, как показал количественный анализ рассказов свидетелей, они склонны преувеличивать число людей в своей лодке. В результате одно из самых серьезных, постоянно обновляемых исследований той трагической ночи - британская энциклопедия "Титаника" - не указывает количество пассажиров в двух третях шлюпок.
Лучше один раз увидеть
Но что удивительно, "Титаника", собравшая биографические данные, фотографии, личные вещи почти всех пассажиров и членов команды, выживших и погибших, не приводит одни из самых интересных и красноречивых документов - фотографии спасательных шлюпок, подходящих к "Карпатии". Между тем эти снимки, достаточно известные, при внимательном рассмотрении переворачивают всю ситуацию с обвинениями против экипажа и формальной невиновностью компании "Уайт Стар".



На фотографии изображены шлюпка №14, буксирующая складную шлюпку D.
 О шлюпке D не скажешь, что она полупустая. Между тем в ней насчитывается всего 28 человек. Формально же она рассчитана на 47. Можно ли туда поместить еще 19? Только если все они - грудные младенцы. Шлюпка № 14 официально рассчитана на 65 человек и, следовательно, должна быть раза в полтора больше. Однако  мы видим, что шлюпки примерно одного класса и в них примерно одинаковое количество пассажиров. В таком ракурсе их посчитать трудно, но для нас это сделал автор снимков, пассажир "Карпатии" Луи Огден. В Национальном архивном агентстве США (NARA) хранится данная фотография, на обратной стороне которой написано: "шлюпка 14, около 25". Можно ли в эту лодку посадить вдвое больше народу, чем там уже находится? Ответ очевиден.



Шлюпка № 6

То, что мы видим на снимках (фото шлюпки N6), опровергает официальные данные о вместительности шлюпок "Титаника". Есть ряд косвенных данных, подтверждающих это утверждение. Последней на борт "Карпатии" была принята шлюпка N12. Перешедший на нее с полузатопленной шлюпки В помощник капитана Лайтоллер пересчитал пассажиров. Их было "человек 65 плюс несколько лежало на дне". Таким образом, если лодка и была перегружена в сравнении с формальной вместимостью, то ненамного. Между тем свидетели в один голос утверждают, что шлюпка едва ли не зачерпывала воду бортами и даже небольшая волна могла ее потопить.
Вернемся к фотографиям исчезнувших в нью-йоркских доках шлюпок. Благодаря стоящим в лодках людям можно уверенно утверждать, что посадить на каждую из 4 скамеек в шлюпке по 15 человек совершенно невозможно. На каждую скамью уместится человека по 4, еще по 2 - на носу и корме. Получается - 22 места. Еще по одному человеку можно усадить между рядами на боковых откосах. Итого 32 взрослых пассажира, это максимум, на который рассчитана шлюпка. На том же снимке третья и четвертая лодки заметно меньше, очевидно, что это "40-местные" катера. В лучшем случае на скамейке там поместится 3 человека, на корме и носу - по одному, итого, с учетом боковин - 24 места.
Куда смотрели комиссии по расследованию?
Комиссии, работавшие сразу после крушения, не знали о фотографиях с "Карпатии". Впервые их использовали в судебных процессах спасенные и родственники погибших, требуя от "Уайт Стар" возмещения потерь. Правда, истцы использовали их как доказательство спуска полупустых шлюпок. Иски были удовлетворены.
Комиссии не смогли проверить лодки ни "Титаника", ни корабля той же серии и той же компании - "Олимпика". После гибели "Титаника" экипаж его собрата объявил забастовку и потребовал оснастить корабль достаточным количеством шлюпок. Шлюпки были полностью заменены. Когда корабль пришел 24 апреля в США, глава сенатской комиссии Уильям Смит лично убедился, что любая из теперь 43 шлюпок вмещает 65 пассажиров. Но это были уже другие шлюпки!
Допрос свидетелей, который вели американская и британская комиссии, нес на себе отпечаток социального духа того времени. Лучшая иллюстрация его - список пассажиров первого класса: "мистер Хэйс со слугой, миссис Кавендиш со служанкой". На двух человек - одно имя. Американская комиссия опросила всего трех свидетелей из пассажиров 3-го класса, британская - ни одного. Показаниям офицеров отдавалось предпочтение перед показаниями матросов. А офицеры, оставаясь на службе "Уайт Стар", старались, не нарушая рамок корректности, защищать интересы компании. Впрочем, на "Титанике", шедшем в первый рейс, даже не назначили ответственного за шлюпки, и вряд ли хоть один человек экипажа знал, сколько формально вмещают лодки. Когда моряки видели, что все места в шлюпке заняты, тогда и спускали ее на воду. Когда одного из матросов спросили: "Почему вы не спускали в шлюпках по 65 человек?", тот, видимо даже не понимая, откуда взялась цифра 65, ответил: "С таким грузом шлюпка бы треснула при ударе о воду".
Итого
В 1998 году на аукционе "Кристи" за 79 500 долларов были проданы флажок "Уайт Стар" и табличка "Титаник", снятые с одной из шлюпок легендарного лайнера. Проверяя историю лота, специалисты "Кристи" выяснили, что предок продавца был рабочим в компании "Уайт Стар" и вместе с товарищами по приказу начальства снимал со шлюпок опознавательные знаки. Как им объяснили, чтобы предотвратить покушение мародеров. Получается, что мародеров не было, а шлюпки обезличила сама компания. "Уайт Стар" могла сколько угодно выплачивать потом компенсации за якобы халатность экипажа, но допустить признания, что шлюпки изначально не соответствовали даже устаревшим британским требованиям, она не могла. Это означало бы немедленный и позорный крах компании. Теперь компании уже ничего не грозит, она не существует с 1950 года.
Можно считать точно установленным количество людей всего в двух шлюпках - N1 и А. В каждой из них было всего по 12 человек, хотя по разным причинам. Пассажиры помнят друг друга и все известны поименно. N1 - единственная, спущенная действительно полупустой, и, возможно,  к этому побудил моряков миллионер Дафф Гордон.  Шлюпка А перевернулась во время разлома "Титаника". На ее днище 4 часа балансировали 12 человек. Даже о шлюпке D, прекрасно видимой на фотографии, можно говорить лишь предположительно, ибо есть свидетельства, что у некоторых пассажирок этой шлюпки были маленькие дети. Их на снимке не видно, но они также должны включаться в число пассажиров.
В среднем на шлюпку приходится 37 человек. Если шлюпки действительно были гораздо меньше, чем считалось ранее, то несколько смягчается оценка людей в шлюпках, не вернувшихся на помощь к замерзающим в воде. Одно дело, когда в шлюпке есть еще три десятка мест, другое - когда она полностью заполнена.
Наконец, если верны наши оценки фактической вместимости шлюпок, то в распоряжении экипажа было 624 места, а спасенных оказалось 705. Т.е. экипаж не только не был косвенно виновен в смерти пяти сотен людей, но спас больше жизней, чем ему позволяли технические возможности. Никто из экипажа до наших дней не дожил, но хотя бы потомки могут быть спокойны за репутацию своих родителей.





Автор: Игорь Стадник

Более свежая версия:
http://www.diletant.ru/blogs/10126/1502/ - часть 1
http://www.diletant.ru/blogs/10126/1504/ - часть 2
http://www.diletant.ru/blogs/10126/1519/ - часть 3

image Click to view

шлюпки, версии, шлюпка № 6, видео, спасшиеся, экипаж, шлюпка № 12, шлюпка D

Previous post Next post
Up