Nov 10, 2016 20:52
По мнению некоторых учёных мужей, литовский народ очень молодой, потому что первое упоминание о Литве появилось якобы лишь в 1009. А до того момента литовские племена были дикарями и прятались где-то в лесах и болотах. Но так ли было на самом деле? Например, всем известный российский историк Б.А.Рыбаков называл балтов потомками легендарных гиперборейцев. Поэтому для ответа на поставленный здесь вопрос нам можно попробовать воспользоваться многосторонним методом, учитывая не только древние акты, но также родословные некоторых литовских родов и правителей племён, данные археологов, антропологов и лингвистов, различные предания, а также другие источники информации. Возможно, проделанная нами работа поможет историкам-профессионалам, а также будет интересна рядовым гражданам Литвы.
24. Сколоменд (ок.1225), князь. Его сыновья: Гедимин, Маргирис, Воин и Фёдор. В литовских документах нигде не упоминается, хотя происходил из знатного рода Колумн, который по праву на литовском престоле сменил роды Палемонов и Китаврусов.
Или Скуманд (?), правитель Судовии (Ятвягии), упоминается немецкими хронистами, жил в Красиме, много лет воевал против Тевтонского Ордена, нападал на Торунь и Кульмезе. В 1273 вместе с судавами и рутенами (русами) вторгался в Кульмскую землю, взял замок Хемсот. В 1278 опять вторгался в Кульмскую землю, нападал на замки Пловист, Редин, Липу, Вельсайс, Турниц, Климент, Грауденц, Мариенвердер, Зантир и Христбург, также нападал на Торунь и Кульмезе. При этом, что особенно важно, ему помогали литвины. Это говорит о том, что между ним и литовскими князьями могли быть какие-то родственные связи. В 1280 дом Скуманда в Красиме сожгли. В ответ на это Скуманд совершал поход в Самбию, пленил Людвига фон Литенцеля, но затем отпустил его. Однажды уходил в Русскую землю, потом вернулся обратно, сдался Ордену и крестился. В 1284 был проводником рыцарей Ордена в походе на Гродно.
Родня (?):
Скурдо, в 1283 после изнурительной борьбы с тевтонцами последним из вождей древних судовов покинул Красиму, где жил и Скуманд, и ушёл в Литву. Вместе с ним могли уйти и сыновья Скуманда-Сколоменда в лице Гедимина и его братьев. Что касается остальных судовов, то все они были насильно переселены в Самбию.
Иедет, вождь судовов из Кименова, благородный родом, богатый, обессиленный борьбой против тевтонцев, крестился со всеми чадами и домочадцами.
Стинегота, вождь Скаловии, княжества у реки Русь в устье Немана. Воевал против тевтонских рыцарей.
Согласно Галицко-Волынской летописи, в 1279 был голод по всей земле: у русских, у ляхов, у литовцев и ятвягов. Ятвяги посылали своих послов к князю Владимиру, так говоря: "Господин наш, князь Владимир! Приехали мы к тебе от всех ятвягов, надеясь на бога и на твоё здоровье. Господин, не помори нас, помоги нам прокормиться. Пошли, господин, свой хлеб у нас продавать, а мы охотно купим. Дадим, что хочешь: воску, белок, бобров, чёрных куниц, серебра ли - мы с радостию дадим!" В ответ на их просьбу князь Владимир послал им хлеб из Берестья в лодках по Бугу. В 1273 на ятвягов ходил Желислав и Володислав Ломоносый и захватили Злину. Тогда приезжали к русским князьям ятвяжские князья Минтеля, Щюрпа, Мудейко и Пестило просить мира себе. Те дали им мир. И были рады ятвяги миру, и поехали в свою землю. Возможно, перечисленные князья тоже относились к Колумнам.
Уже известная читателям Хроника Земли Прусской перед Скумандом упоминает и некоего Скумо.
25. Скумо (ок.1200-1260), князь в Судовии (Ятвягии). Он был знатным и власть имущим человеком. Вместе с неким Стуче ходил воевать против тевтонских рыцарей к замку Бальга, в 1260 погиб. Если исходить из сходства имён, то, возможно, он и был отцом Скуманда. В 1256 на ятвягов к селу Болдыкищи и деревне Привища ходил князь Даниил. При этом были сожжены владения Таисевичей, Бураля, Раймоче, Комата, Дора, Стекинтов, село Корковичей. Среди князей ятвягов в то время был известен Юндил. Возможно, он был родичем Скумо. Он приезжал к Даниилу, просил мира, предлагая заложников и, прося отпустить пленников, обещая быть покорными и строить города не на чужой, а на своей земле. В 1253 ятвяги приходили воевать на помощь к Даниилу, но им помешал глубокий снег. В 1251 ляхи подожгли село ятвягов. Собрались все ятвяги, пешие и конные, очень много, так, что и лес был ими наполнен. Собравшись, они сожгли свои колымаги, иначе говоря, станы. Затем состоялась битва ятвягов с князем Семовитом, которому помогали Василько и Даниил. Многие князья ятвяжские тогда были убиты. На другой день к ятвягам присоединились прусы и барты, но воевать не решились.
Приведённые факты объясняют причину, по которой в литовских источниках отсутствуют какие-либо сведения о непосредственных предках Гедимина. Ведь они могли княжить не в Литве, а в Судовии (Ятвягии) и их подданными могли быть ятвяги-судовы, литовское племя таинственного происхождения. Следы предков Гедимина до сих пор искали непосредственно в Литве, а они могли жить и править южнее. Этого обстоятельства не учитывали некоторые профессиональные историки, поэтому у них и не было ответа на поставленный вопрос.
Письменные источники самой Ятвягии не сохранились. Если они где-то и лежат, то только в каких-нибудь подземных казематах Тевтонского Ордена или Ватикана. Тем не менее, существуют другие источники, которые помогут нам в наших поисках. Например, в Галицко-Волынской летописи можно найти упоминание о таком персонаже, как:
26. Скомонд (ок.1175-1248), волхв и князь в Ятвягии. Его имя полностью совпадает с именем ранее названного Скуманда, упоминаемого Петром из Дусбурга. В 1248 ятвяги воевали на Руси около Охоже и Бусовна и всю страну ту покорили. Князь Василько погнался за ними из Владимира и обратил в бегство. При этом были убиты Скомонд и Борут. "Скомонд был волхв и знаменитый гадатель по птицам; скорый, как зверь, пешком ходя, он завоевал Пинскую землю и другие области; и был убит нечестивый, и голова его была воткнута на кол". Современниками Скомонда в Жемайтии были князья Эдивил (Эрдвил) и Выкинд (Викент). Оба они являлись сыновьями Монтвила и принадлежали к династии Палемонов. В 1219 они вместе с князьями Довспрунком, Виликаилом, Миндовгом, Боулевичами и князьями Дяволтвы подписывали договор с галицко-волынскими князьями следующего содержания: "Божиим повелением прислаша князи Литовскии к великой княгини Романовой и Даниловы и Василковы мир дающи. Си же вси мир даша князю Даниловы и Василку и бе земля покойна. Ляхом же не престающим пакостящим и приведе на ня Литву. И воеваша Ляхы и много убиства створиша в них". Выкинд жил в Твиремете (Тверы) от Айраголы ближе к морю. В 1236 он возглавлял литовские войска в битве против ливонцев при Шауляе, где одержал победу. Ещё один раз он упоминался, когда принимал князя Товтивила, когда тот бежал от Миндовга, великого князя Литовского. Детьми Выкинда были cын Тройнат и дочь NN. Однажды Выкинд направлялся послом от князя Даниила к ятвягам, то есть к Скомонду, а также в Жемайтию и Ригу. Его миссия удалась. Серебром и дарами он привлек тогда ятвяжскую знать на свою сторону. Вполне возможно, что в тех переговорах участвовал и князь Скомонд. Впоследствии князь Витень, потомок Скомонда, женился на дочери Выкинда и поэтому наследовал престол в Твиремете, а затем и в Жемайтии. Приведённые факты позволяют нам предположить, что предки Гедимина из династии Колумн действительно когда-то могли являться правителями Ятвягии, потом, благодаря родству с Выкиндом, стали правителями Жемайтии, а затем и всего Великого княжества Литовского.
Если опять исходить из сходства имён, то предками Скомонда могли быть:
27. Шутр Мондунич (ок.1150-1227), князь в Ятвягии. В 1196 на ятвяги ходил князь Роман Мстиславович, "которые в Подляшии области его по Бугу делали некоторые безпокойства, и, вшед в землю их, разорял всё что нашёл. А ятвяги, не могши противо его явный бой учинить, ушли в леса и болота к прусам и тамо чаяли его заманить. Но он, разоря все жилисча их, попленя по Бугу и до Немона, в дом возвратился от Мстиславля". В 1205 литва и ятвяги разоряли на Руси Турийск и окрестности Комова почти до Червена и бились у ворот Червена. Тогда они убили Матея, Любова зятя, и Доброгостя. В 1227 ятвяги пограбили около Берестья, и их прогнали из Владимира. Среди ятвягов вождями тогда были Шутр Мондунич, Стегут Зебрович и Небр. Первые двое были убиты, а Небру удалось бежать.
Родня:
Стегут Зебрович
Небр
28. Мондун (ок.1125), князь в Ятвягии. Его имя напоминает нам имя Скомонда и Мондовида, старшего сына Гедимина.
Брат (?): Зебр, его сын Стегут.
К сожалению, более древние упоминания каких-либо имён среди ятвяжских князей отсутствуют.
В 1102 на ятвяги ходил полоцкий князь Борис Всеславич и, "победя их, возвратясь, поставил град Борисов во своё имя и людьми населил".
В 1038 на ятвяги ходил киевский князь Ярослав Мудрый и победил их, "но градов их взять не мог, ибо не хотел со стенами биться и людей терять, скота же и имения по сёлам множество побрав, возвратился".
Как видно из последнего отрывка русских летописей, ятвяги не были лесными или болотными людьми, у них были и города, да не один, да и со стенами, причём с такими, которые многочисленные русские дружины и брать приступом боялись. Так что сказка о лесных и болотных литовских людях была выдумана теми, кто просто не хотел читать первоисточников.
В 983 на ятвяги ходил киевский князь Владимир и, "победя их, покоря землю себе, возвратился к Киеву и творя жертвы кумиром с людьми своими, принося им от людей пленённых и скотов множество".
Вот такие упоминания о ятвягах сохранились в русских летописях. Если верить археологам, то изменение археологической культуры на территории Ятвяги-Судовии произошло в начале ХI века, поэтому изменение названия этой страны, скорее всего, могло произойти после 983, когда князь Владимир покорил землю ятвягов и установил в ней свои порядки. Своё название Ятвягия могла получить в честь какого-нибудь персонажа, носящего имя Ятвяг, который мог появиться тогда на этой земле. В русских летописях действительно упоминался персонаж с таким именем. Речь идёт о Ятвяге Гунареве. Другие исторические персонажи с подобным именем неизвестны. Поэтому мы имеем полное право предположить, что Ятвягия могла получить своё название в честь именно этого Ятвяга.
37. Ятвяг Гунарев (ок.925), в 945 посещал Константинополь в качестве одного из послов киевского князя Игоря. В 983 мог начать править в Судовии, где возрождается древняя традиция возведения особых курганов, прерванная в VI веке. Это свидетельствует о том, что Ятвяг мог быть не случайным правителем, а представителем той династии, которая стояла у власти в Судовии c I по VI века.
В северных сагах упоминался Олаф, сын Трюггви, будущий король Норвегии (995-1000), который некоторое время служил в Гардарике (Гарто-Гродно?) у конунга Вальдимара, то есть у князя Владимира, покорителя ятвягов. Происходило это перед 980, когда тот ещё правил в Новгороде. Потом Олаф ушёл от Владимира и три года жил в Стране Вендов, то есть на юге Прибалтики у поморских славян. Они занимали берега Вислы на границе с пруссами. Первой зимой Олаф со своей дружиной ездил в те края, которые были подчинены Гейре, дочери Бурицлава (Бурислава), но не платили податей. Скорее всего, это были земли слабых прусских княжеств, а не сильных поляков, саксов или датчан. Олаф воевал, перебил много народа, а некоторых пожёг, взял большую добычу и подчинил себе завоёванные края. Не исключено, что среди этих краёв была и древняя Судовия. Появиться в ней со своей дружиной Олаф мог как раз перед 983. С другой стороны, именно в это же время в Судовию ходил и киевский князь Владимир. Не исключено, что он пытался помочь Ятвягу вернуться на престол предков. Следует обратить внимание и на имя Судислава, сына или племянника князя Владимира. Кто была его мать, до сих пор неизвестно, но не исключено, что это могла быть женщина из Судовии.
Отцом Ятвяга Гунарева был некий Гунар. Такое имя в то время носили бонды Норвегии и Исландии, соотечественники Олафа, сына Трюггви. Все они жили практически одновременно. Среди них упоминались:
Гуннар, бонд из Гельмина (Ёльмина) в Норвегии, в 1016 давал боевой корабль Олафу Святому;
Гуннар, бонд из Лощины, сын Ламба и внук Сигфуса;
Гуннар, сын Хлива;
Гуннар, сын Хамунда, внук Гуннара и правнук Бауга.
Отцом Ятвяга, скорее всего, мог быть самый старший из них, то есть:
38. Гуннар (ок.900), сын Бауга. По возрасту только он мог быть отцом Ятвяга. В северных сагах упоминался его сын Хамунд. Имя этого сына имеет сходство с именами ятвягов Мондуна и Скомонда. Женой Гуннара была Храфнхильд, дочь Сторольва, внучка Кетиля Лосося и правнучка Халльбьёрна Полутролля. Среди братьев Сторольва упоминались Храфн Законоговоритель и Одд Стрела. Последнего некоторые историки отождествляют с Вещим Олегом, преемником Рюрика, так как он тоже умер от укуса змеи. Молодой Гуннар, сын Хамунда, перед 965 жил в Исландии в Конце Склона на гряде Речной Склон во дворе Гуннаров Холм, названном в честь деда. "Это был человек рослый, сильный и очень искусный в бою...Он был хорош собою. Лицо у него было белое, нос прямой, но слегка вздёрнутый, глаза голубые и зоркие, щёки румяные, волосы русые, густые". Его сестра Арнгуд была замужем за Хроаром, годи, то есть жрецом из Междуречья, сына Уни Нерождённого и внука Гардара, открывшего Исландию. Гардар мог быть родом из Гарды (Гродно) или Гардарики.
39. Бауг (ок.875), скорее всего, жил не на родине предков в Судовии, а в Гардарике (Гардах-Гродно?), то есть в изгнании.
Согласно преданиям древних кимбров, в 550 году Судо, сын короля Видевута, получил от своего отца во владение земли, расположенные на территории восточной части Мазурского Поозерья, то есть на землях будущей Ятвягии. Как раз в это время закончился первый период культуры курганных могильников предков ятвягов. Сравнение этих фактов позволяет нам сделать вывод о том, что в 550-983, то есть в течение четырёх веков, местные племена могли находиться в подчинении у Судо и его потомков, относящихся к кимбрам, а их бывшие правители и их потомки могли находиться в изгнании в соседней Гардарике.
54. NN (ок.500), последний правитель независимой Судовии. Уступил свою власть Судо, сыну Видевута, примерно в 550. "Благородные судовы благородством нравов выделялись среди прочих, так как превосходили их и богатствами и силой".
Или Гунигард (?), только его имя имеет сходство с именем Гунар. Согласно Иоакимовской летописи, жил в VI веке, находился в родстве с Гардариком и Вандалом (Вендом), правителем славян. Они помогали ему воевать с врагами, но успеха он всё равно не имел.
Если исходить из сходства имён, то одним из предков Скалманта мог быть:
71. Скалк (ок.75), король Склавии (Sklavia) или, возможно, Скаловии - княжества в Восточной Пруссии у берегов реки Русь в устье Немана. Имел военный флот, воевал против Хельги, конунга Дании, потерпел поражение, после этого Склавия стала провинцией Дании.
Перед Скалком в Руссии правил:
73. Веспасиан (ок.25), современник Веспасиана, императора Рима в 69-79, правил в городе Палтиске. Однажды против него военным походом ходил Фроди, правитель данов, и покорял Палтиск, а также соседний город Ротель. Название Палтиска практически совпадает с названием древнего города Пултуске, расположенного на севере Польши в устье реки Вислы, и на название города Палдиски, расположенного в Эстонии на берегу Балтийского моря. Если Палтиск захватывали датчане, то, скорее всего, он действительно располагался на морском побережье. Во времена Веспасиана, если верить Корнелию Тациту, племя эстиев, от которого, скорее всего, и произошло название Эстонии, проживало на юге Балтики и занималось торговлей янтаря. Поэтому предшественник эстонского Палдиски мог располагаться тоже где-то на юге Балтики поближе к месторождению янтаря. Как известно, девяносто процентов мировой добычи янтаря ныне производится на морском побережье Калининградской области. Следовательно, где-то здесь и мог располагаться искомый город Палтиск или Балтийск, в переводе с литовского - Светлый город. Ныне рядом с Калининградом вроде бы случайно располагаются и Балтийск, и Светлый и даже Светлогорск. С другой стороны, если нынешний эстонский Палдиски располагается в центре древней Страны Эрмионов, то первым правителем эстиев в Эстонии мог быть некто Эрмион. Похожее название носила страна Эрмланд, упоминаемая в сагах и расположенная ранее на земле эстиев в Восточной Пруссии между Курландом (Страной Куршей) и Пулиландом (Польшей). Что касается расположения города Ротель, то можно отметить следующее. Совсем недавно на территории Калининграда (Кёнигсберга) обнаружен крупный могильник римлян времён I-II веков н.э. Получается, что город рядом с этим могильником мог возникнуть как раз во времена Веспасиана. Конечно, в то время он носил другое название: не Калининград, не Кёнигсберг и даже не Твангсте. Его название потерялось в веках. Однако не исключено, что это и был Ротель.
Если верить археологам, то предками ятвягов и судовов могли быть древние судины, упоминаемые Клавдием Птолемеем (89-167 н.э.). Уже тогда они жили южнее венедов и Венедского залива (Балтийского моря) рядом с галиндами. Поэтому предки Гедимина могли появиться здесь во времена Птолемея или чуть ранее. К сожалению, вплоть до 550 имена правителей судинов неизвестны. Все они могли вести свой род от некоего Судина, который жил во времена Клавдия Птолемея или ещё раньше. Его имя в точности совпадает с именем халдейского рода Судин. Поэтому мы можем предположить, что племя судинов, основное население древней Судовии, могло представлять собой халдейское племя, а Судовия - Малую Халдею. Что касается самого рода Судин, то в Большой Халдее он был известен как род потомственных математиков и астрономов.
Среди самых древних предков Гедимина в хрониках упоминается:
75. Проспер Цезарин Колумн (ок.25 до н.э.), знатный римлянин, в 16 н.э. вместе с астрономом (Судином?) морем прибыл из Венетии и Этрурии (Флоренции) на южное побережье Балтики, где тогда же появилось племя судинов, поселения Ромове, Августов и другие.