Дис­куссия о мек­ленбург­ских ге­не­ало­ги­ях.

Feb 22, 2016 00:40



В не­мец­кой ис­то­ри­ог­ра­фии по­лучи­ла ши­рокое рас­простра­нение и дру­гая тен­денция - воз­во­дить рус­скую ди­нас­тию к се­вер­но-не­мец­ким ро­дос­ловным. По­доб­ная трак­товка пред­став­ля­лась впол­не тра­дици­он­ной, учи­тывая су­щес­тво­вав­ший ком­плекс пись­мен­ных и ге­не­ало­гичес­ких ис­точни­ков. В на­уч­ном от­но­шении по­доб­ная точ­ка зре­ния пред­став­ля­ет­ся бо­лее пер­спек­тивной, не­жели кон­цепция Лей­бни­ца, его сот­рудни­ков и пос­ле­дова­телей.

Про­рек­тор гюс­тровской гим­на­зии Фрид­рих То­мас в бук­валь­ном смыс­ле на­ходил в ге­не­ало­ги­ях Мек­ленбур­га «рус­ские» кор­ни. Он ис­поль­зо­вал ма­нус­крипт 1687 го­да, ав­то­ром ко­торо­го был уже умер­ший но­тари­ус мек­ленбург­ско­го прид­ворно­го су­да И­оганн Фрид­рих фон Хем­ниц (1611-1687). По это­му до­кумен­ту Рю­рик был сы­ном обод­рит­ско­го кня­зя Год­ли­ба, уби­того в 808 го­ду да­нами.[130]

То­мас ос­но­вывал­ся так­же на сви­детель­ствах Ада­ма Бре­мен­ско­го, Гель­моль­да, Аль­бер­та Кран­ца и Бер­нхар­да Ла­тома. Из этих ис­точни­ков бы­ло оче­вид­но родс­тво ру­сов и вен­дов. Он ис­поль­зо­вал так­же ра­боты поль­ских ав­то­ров Я. Длу­гоша и М. Кро­мера. Од­новре­мен­но по­леми­зируя с Пет­ре­ем, То­мас на­мекал на то, что, рус­ские из Ли­вонии и Ру­си про­ис­хо­дят имен­но от древ­них ру­сов с юж­ной Бал­ти­ки. Сле­дова­тель­но, и Рю­рик с брать­ями при­был из тех же зе­мель.[131]

По­зиция Фрид­ри­ха То­маса по­лучи­ла раз­ви­тие в пос­ле­ду­ющих ис­сле­дова­ни­ях по ис­то­рии Мек­ленбур­га. Про­фес­сор Г.Г. Клю­вер пи­сал об обод­рит­ском про­ис­хожде­нии Рю­рика.[132] М.И. фон Бэр пол­ностью при­нимал и раз­ви­вал кон­цепцию То­маса. По его мне­нию, у «ко­роля ру­тенов и обод­ри­тов» Ви­тис­ла­ва был сын Го­делайв, у ко­торо­го, в свою оче­редь, бы­ли сы­новья Рю­рик, Си­вар и Тру­вор. Поз­днее Рю­рик ос­но­вал Нов­го­род и стал ве­ликим кня­зем ру­сов.[133]

Про­тив та­кой ин­тер­пре­тации ге­не­ало­гичес­ко­го ма­тери­ала выс­ка­зал­ся мек­ленбург­ский ис­то­рик и кра­евед Ге­орг Фрид­рих Шти­бер. В сво­их «Ис­то­ричес­ких изыс­ка­ни­ях» он ре­шитель­но выс­ту­пил про­тив вы­веде­ния ро­дос­ловной рус­ско­го пра­вяще­го до­ма из ге­не­ало­гий «26 ко­ролей вен­дов и обод­ри­тов, на­чиная с Ари­бер­та I».[134] Шти­бер, срав­ни­вая све­дения раз­ных ав­то­ров, при­ходил к вы­воду, что они со­вер­шенно не сов­па­да­ют (нап­ри­мер, Гер­бер­штейн вы­водил Рю­рика из Ваг­рии, а Пет­рей - из Прус­сии или Шве­ции). На этом ос­но­вании Шти­бер и зак­лю­чал, что нель­зя ис­поль­зо­вать ге­не­ало­гии древ­них обод­рит­ских ко­ролей.[135]

Шти­бер выс­ту­пал, глав­ным об­ра­зом, про­тив ис­поль­зо­вания ге­не­ало­гичес­ких ис­точни­ков для до­каза­тель­ства вен­до-обод­рит­ской вер­сии про­ис­хожде­ния Рю­рика, и сам про­дол­жал сле­довать про­тиво­речи­вой ли­нии рас­сужде­ний Пет­рея. Точ­ка зре­ния Шти­бера бы­ла поз­днее под­держа­на не­мец­ки­ми учё­ными из Пе­тер­бург­ской Ака­демии на­ук.

Пер­вым в по­доб­ном клю­че выс­ка­зал­ся Гот­либ Зиг­фрид Бай­ер:

«… Бер­нард Ла­том и Фри­дерик Хе­мини­ций и пос­ле­дова­тели их, сие (име­ет­ся в ви­ду точ­ка зре­ния С. Гер­бер­штей­на на про­ис­хожде­ние Ру­си и ва­рягов, - В.М.) пер­вое от всех как за под­линное по­ложи­ли. И по­неже они сыс­ка­ли, что Ру­рик жил око­ло 840 го­да по рож­де­нии Хрис­то­вом, то по­тому и прин­цев проц­ве­тав­ших у Ваг­ров и Абод­ри­тов сыс­ки­вали. И по­неже у Ви­тис­ла­ва ко­роля два сы­на бы­ли, один Тра­сик, ко­торо­го де­ти ве­домы бы­ли, дру­гой Го­делайб, ко­торо­го де­ти не­из­вес­тны, то оно­му Ру­рика, Тру­вора и Си­нава при­писа­ли».[136]

Глав­ным воп­ро­сом дис­куссии ста­ла дос­то­вер­ность ис­точни­ков, ко­торые предъ­яв­ля­ли сто­роны для до­каза­тель­ств. По­доз­ре­ния от­но­ситель­но прав­ди­вос­ти ге­не­ало­гий, ко­неч­но, бы­ли. Ю.И. Ве­нелин, пол­ностью от­ри­цая по­зицию Бай­ера, в то же вре­мя от­ме­чал, что Б. Ла­том «пи­сал ку­чу ска­зок» о ван­да­лах и ве­нетах.[137] Но, нес­мотря на то, что от­дель­ные ге­не­ало­гии мог­ли со­дер­жать не­точ­ности и ис­ка­жения, не учи­тыва­лась об­щая ро­дос­ловная тра­диция, бы­товав­шая в Мек­ленбур­ге.

Пер­вые не­мец­кие нор­ма­нис­ты с пол­ным до­вери­ем от­но­сились к сви­детель­ствам древ­не­рус­ских ле­топи­сей (слож­ней­ше­го и про­тиво­речи­вого ис­точни­ка!), но с сом­не­ни­ем при­нима­ли сви­детель­ства не­мец­ких ге­не­ало­гий. Г.Ф. Мил­лер в пись­ме от 4 ок­тября 1778 го­да к ан­глий­ско­му пу­тешес­твен­ни­ку У­иль­яму Кок­су пи­сал:

«Инос­тран­цы весь­ма не­точ­ны и де­ла­ют мно­го оши­бок. Гер­бер­штейн по­добен про­чим на про­тяже­нии всей сво­ей жиз­ни».[138]

Мил­лер, ко­неч­но, знал не­мец­кие, поль­ские и швед­ские ис­точни­ки по ис­то­рии Ру­си. Но пе­ред ним вста­вала проб­ле­ма дос­то­вер­ности ис­то­ричес­кой ин­форма­ции, из­вестий инос­тран­цев. Он по­лагал, что инос­тран­ные ав­то­ры «не зна­ли са­ми до­воль­но о том, что пи­сали».[139] И не­мец­кий ака­демик, по су­ти, пред­ла­гал ввес­ти в ис­точни­кове­дение обык­но­вен­ный под­лог в ка­чес­тве ис­сле­дова­тель­ско­го ме­тода, спо­соб­но­го ра­зом ре­шить все про­тиво­речия ис­точни­ков. Мил­лер пред­ла­гал (как это не чу­довищ­но зву­чит!) пе­репи­сать ис­точни­ки и пе­ре­из­дать их в «но­вом», пе­реп­равлен­ном ви­де.[140] Сам он был да­леко не всег­да кор­ректен в ра­боте с ис­то­ричес­ки­ми до­кумен­та­ми. А.Б. Ка­мен­ский от­ме­тил как «до­сад­ную ошиб­ку», что в ис­сле­дова­нии «По­вес­ти вре­мен­ных лет» ака­демик до­верил­ся пе­ревод­чи­ку, ко­торый при­писал ав­торс­тво ле­топи­си игу­мену Ки­ево-Пе­чер­ско­го мо­нас­ты­ря Фе­одо­сию.[141] Имен­но по­это­му, ве­ро­ят­но, бы­ли объ­ек­тивные ос­но­вания зап­ре­тить Г.Ф. Мил­ле­ру за­нимать­ся ге­не­ало­ги­ями со сто­роны ру­ководс­тва Ака­демии на­ук.

М.И. фон Бэр, кри­тикуя вер­сию Шти­бера, опи­рал­ся на гер­ман­ские и поль­ские ис­точни­ки, в час­тнос­ти, на хро­нику Ста­нис­ла­ва Сар­ницко­го. Но осо­бен­но ин­те­рес­на ссыл­ка на «Ис­то­рию ру­тенов», сог­ласно ко­торой ва­ряга­ми бы­ли ру­сы с юж­но­го по­бережья Бал­тий­ско­го мо­ря, из­древ­ле на­зывав­шие его Ва­рец­ким мо­рем. Ина­че их име­нова­ли ван­да­лами.[142] Д. Франк впос­ледс­твии так­же со­об­щал о свя­зях мек­ленбург­ской об­ласти с ру­сами.[143]

Бе­зус­ловной вер­ши­ной не­мец­кой ис­то­ри­ог­ра­фии в ис­сле­дова­нии ге­не­ало­гий ста­ла ра­бота Са­му­эля Бух­голь­ца. Ос­но­выва­ясь на бо­лее ран­них сви­детель­ствах, он об­ра­тил вни­мание на яв­ную пре­емс­твен­ность ро­дос­ловных таб­лиц ван­да­лов и вен­дов, к ко­торым он при­чис­лял ка­шубов, ру­гов, виль­цев, обод­ри­тов, по­лабов и ва­рягов.[144]

В сво­ем «Опы­те по ис­то­рии гер­цогс­тва Мек­ленбург» С. Бух­гольц срав­ни­ва­ет сис­те­му прав­ле­ния ван­да­лов и вен­дов и не на­ходит су­щес­твен­ных раз­ли­чий.[145] Древ­ние ис­точни­ки, как из­вес­тно, так­же час­то отож­дест­вля­ли вен­дов с ван­да­лами. Ко­ролев­ский ти­тул у них сох­ра­нял­ся со вре­мен Рим­ской им­пе­рии. М.И. фон Бэр пи­сал в не­мец­ком из­да­нии сво­ей кни­ги, что вен­дов ни­ког­да не воз­глав­лял один го­сударь, их зем­ли сос­то­яли из мно­гих кня­жеств, ко­торы­ми уп­равлял ко­роль.[146]

При вни­матель­ном ана­лизе пись­мен­ных и ге­не­ало­гичес­ких ис­точни­ков в не­мец­кой ис­то­ри­ог­ра­фии пред­ла­галась сле­ду­ющая вер­сия со­бытий.

Из франк­ских хро­ник под 789 го­дом из­вестен ко­роль обод­ри­тов Вит­слав, рав­ноправ­ный со­юз­ник Кар­ла Ве­лико­го[147] в зна­мени­том по­ходе про­тив виль­цев, ког­да, по не­кото­рым дан­ным, объ­еди­нен­ные вой­ска дош­ли до Бал­тий­ско­го мо­ря.[148] Дли­тель­ную враж­ду виль­цев и обод­ри­тов зас­ви­детель­ство­вали как пись­мен­ные,[149] так и ар­хе­оло­гичес­кие ис­точни­ки.[150] Спус­тя шесть лет Вит­слав был убит сак­са­ми. Все ге­не­ало­гии так­же точ­но ука­зыва­ют имен­но 795 год. Эти дан­ные под­твержда­ет Мав­ро Ор­би­ни.[151]

Власть пе­реш­ла к его стар­ше­му сы­ну Трас­ко­ну, о ко­тором мы зна­ем из со­об­ще­ний И.Ф. фон Хем­ни­ца, Г.Г. Клю­вера и дру­гих.

По­лити­чес­ким цен­тром обод­ри­тов (ва­рягов) был ук­реплен­ный го­род Ре­рик, ко­торый сох­ра­нил­ся до на­ших дней и на­ходит­ся на юж­но­бал­тий­ском по­бережье близ Вис­ма­ра и Рос­то­ка. В 808 го­ду кре­пость под­вер­глась на­паде­нию дат­ско­го ко­роля Го­доф­ри­да и бы­ла раз­ру­шена. Виль­цы «из-за ста­рой враж­ды с обод­ри­тами по­мог­ли да­нам».[152] Мно­гие ис­точни­ки рас­ска­зыва­ют о том, как Го­доф­рид убил кня­зя Год­ли­ба, вто­рого сы­на ко­роля Вит­сла­ва. В сле­ду­ющем го­ду дат­ские шпи­оны уби­ли Трас­ко­на, и обод­ри­тов воз­гла­вил его брат Сла­вомир.[153] Он на­чал вой­ну про­тив фран­ков, но был по­беж­ден в 818 го­ду. Сла­вомир, ве­ро­ят­но, ока­зал­ся за­лож­ни­ком, дол­го про­жил при франк­ском дво­ре и да­же пе­ред смертью яко­бы при­нял кре­щение.

Пос­ле смер­ти Год­ли­ба в 808 го­ду, у его сы­новей Рю­рика, Си­вара (имен­но так во всех не­мец­ких ис­точни­ках!) и Тру­вора не ос­та­валось ни­каких прав на глав­ный прес­тол, и они бы­ли вы­нуж­де­ны от­пра­вить­ся в да­лёкий про­вин­ци­аль­ный Нов­го­род. И­оганн Хюб­нер, ко­торый ис­поль­зо­вал раз­личные ис­точни­ки, да­тиро­вал это со­бытие 840 го­дом.[154]

В ле­топис­ной вер­сии о приз­ва­нии ва­рягов-ру­си ве­дущую роль иг­ра­ет ещё один пер­со­наж - нов­го­род­ский князь Гос­то­мысл (по дру­гим дан­ным по­сад­ник или ста­рей­ши­на). Ещё в се­реди­не XIX ве­ка И.И. Срез­нев­ский пи­сал, что имя Гос­то­мысл име­ет за­пад­носла­вян­ские кор­ни, и вни­матель­но под­ме­тил со­об­ще­ние о нем в Фуль­ден­ских ан­на­лах под 844 го­дом.[155] Сог­ласно не­мец­ким ге­не­ало­гичес­ким таб­ли­цам, Гос­то­мысл по­гиб в бит­ве с фран­ка­ми так­же в 844 го­ду. В сбор­ни­ке до­кумен­тов по ис­то­рии Мек­ленбур­га он был при­чис­лен к пле­мени ва­рягов.[156] Про­тивос­то­яние ру­сов и фран­ков от­ра­зилось в эпо­се «Песнь о Ро­лан­де», в ко­тором сре­ди об­разно­го пе­речис­ле­ния вра­гов Кар­ла Ве­лико­го упо­мина­ет­ся Ros, то есть Русь.[157]

Есть все ос­но­вания отож­дест­влять ле­топис­но­го Гос­то­мыс­ла с Гос­те­витом, ко­торо­го упо­мина­ет Козь­ма Праж­ский в сво­ей «Чеш­ской хро­нике» (Chronica Boemorum).[158] Сын Гос­те­вита бо­гем­ский князь Бор­жи­вой (Бу­ривой) при­нял кре­щение от мо­рав­ско­го епис­ко­па Ме­фодия в 894 го­ду. Бор­же­вой был сов­ре­мен­ни­ком гер­ман­ско­го им­пе­рато­ра Ар­нуль­фа (887-899) и мо­рав­ско­го ко­роля Свя­топол­ка (871-894).[159]

В.Н. Та­тищев на­мекал и на бо­лее глу­бокие пря­мые родс­твен­ные свя­зи Гос­то­мыс­ла с пра­вите­лями ван­да­лов, при­водя от­ры­вок о кня­зе Ван­да­ле из И­оаки­мов­ской ле­топи­си:

«А здесь И­оаким вмес­то на­рода ван­да­лов кня­зя име­новал, рав­но Гел­молд она­гож Ви­нулем…».[160]

В Нов­го­роде сох­ра­нил­ся об­ширный фоль­клор­ный ма­тери­ал о ца­ре Ван­да­ле и его по­том­ках.[161] В то же вре­мя нам не­об­хо­дима, ко­неч­но, не толь­ко фоль­клор­ная, ми­фоло­гичес­кая ин­форма­ция о ван­да­лах, а на­уч­но про­верен­ные ис­то­ричес­кие фак­ты об этом на­роде, пе­режив­шем мно­гочис­ленные пе­ресе­ления и за­во­ева­ния.

В.Н. Та­тищев, вне сом­не­ния, был зна­ком с тра­дици­он­ной не­мец­кой трак­товкой ва­ряго-рус­ско­го воп­ро­са. Он пе­речис­лял в точ­ной пос­ле­дова­тель­нос­ти име­на из ге­не­ало­гии вен­до-обод­рит­ских ко­ролей: Ви­шан, Вы­шес­лав, Тра­зикон, Сла­вомир, Кен­дрог и т.д.[162] Та­тищев по­нимал их как сла­вян­ские и пу­тал Вин­дланд с Фин­лянди­ей, от­ку­да он вы­водил род Рю­рика.[163]

И. Хем­ниц, И. Хюб­нер, С. Бух­голь­тц в один го­лос рас­ска­зыва­ют о сы­не Гос­то­мыс­ла Та­бемыс­ле, ко­торый до 862 го­да про­дол­жал соп­ро­тив­ле­ние Лю­дови­ку Не­мец­ко­му. Но по од­ним ис­точни­кам он был убит, по дру­гим - пра­вил пос­ле 862 го­да.

На Та­бемыс­ле эта ветвь вен­до-обод­рит­ской ди­нас­тии пре­сек­лась. Ко­ролев­ский ти­тул пе­реня­ли пред­ста­вите­ли родс­твен­ной ли­нии, по­том­ки Бил­лунга, к ко­торо­му воз­во­дили про­ис­хожде­ние Мек­ленбург­ский и Бра­ун­швейг-Лю­небург­ский пра­вящие до­ма.

На ос­но­ве ге­не­ало­гичес­ко­го ма­тери­ала, не­мец­кие ис­то­рики при­ходи­ли к вы­воду об обод­рит­ском про­ис­хожде­нии Рю­рика. В этих ус­ло­ви­ях про­ис­хо­дило за­рож­де­ние не­мец­ко­го нор­ма­низ­ма, ко­торый по­явил­ся на на­уч­ном го­ризон­те как не­кая «ан­ти-те­ория», ос­па­ривав­шая весь пре­дыду­щий на­уч­ный опыт и пре­тен­ду­ющая на сво­его ро­да по­лити­чес­кую «ре­визию» прош­ло­го ис­то­ричес­ко­го зна­ния о ва­рягах и Ру­си. Так что поз­дней­ший «ан­ти­нор­ма­низм» бо­лее спра­вед­ли­во упот­реблять вне пря­мой при­вяз­ки к нор­ма­низ­му с прис­тавкой «ан­ти». В боль­шинс­тве слу­ча­ев, это бы­ла по­пыт­ка воз­вра­та к до­нор­ма­нис­тким по­ложе­ни­ям.
Previous post Next post
Up