Питер Брейгель или "о сочетаниях..."

Aug 27, 2014 13:44



Совершать открытия - это умение видеть то, что перед глазами яснее ясного...

За 100 лет до появления на свет Питера Брейгеля, целые полчища итальянских художников направлялись в Нидерланды к мастерской изобретателей живописи маслом - братьев Ван Эйков, чтобы узнать секреты их мастерства. Спустя 100 лет земляк Ван Эйков - Питер Брейгель - приезжает в Италию и направляется в мастерскую к Микеланджело, чтобы учиться совершенству у итальянского гения.

Начало жизни Питера Брейгеля - в Италии работают Микеланджело и Тициан. В Северной Европе бушуют религиозные войны. На Руси подводятся итоги правления Ивана III и Софьи Фоминичны Палеолог, которые перенесли из Византии на Русь двуглавого орла и устроили итальянскими руками известные башни и стены Московского Кремля, украсив их мерлонами или "ласточкиным хвостом". В Ферапонтовом монастыре больше четверти века находятся фрески Дионисия и его сыновей.

Когда Брейгелю исполняется 22 года, на трон восходит 16-летний Иван IV Васильевич (Грозный), а "иконный пожар", произошедший в Москве в этот год (1547), уносит в небытие до 90% древнейших построек и икон.

Успокоившись от "пожара", Иван Грозный повелевает свезти в Успенский собор Московского Кремля для централизации власти древние святыни, иконы из русских провинциальных городов: Новгорода, Пскова, Смоленска, Суздаля, Твери, которые можно частью увидеть сегодня. Русские иконописцы Ян, Останя, Якушка и Высокий Глагол с артелью приезжают из Пскова по приглашению духовника Ивана Грозного - Сильвестра, создают новые неизвестные Руси аллегорические иконы для Успенского, Благовещенского соборов, вместе с которыми в русское иконописное искусство входят иконы-аллегории со сценами "живых суще" - подобное делает Брейгель в своих картинах.

В это историческое время происходит невероятное количество духовных сочетаний.
Соединение несоединимого рождает новую метафору эпохи.


Перед знаниями Брейгеля философа, мудреца и рассказчика в искусстве бледнеют сохранившиеся о нем источники. Предвосхитив Шекспира в своем времени, Брейгель, «мужицкий» в темах (которые он исполнял подобно ковру*, но только темперой на досках) раскрывал, сотканные нитями аллегорий и знаков, библейские притчи, нелинейно совмещая их с несовместимыми сценами из жизни обычных крестьян. В своем творчестве он придерживался важного принципа: соединяя - не смешивать, разделяя - не разрушать.

Слияние светского стиля письма с иконописной манерой, позволили ему добиться феноменальной цветовой гармонии с помощью прозрачности цвета. Так художник открыл новое качество диалога с реальностью - раскрыл усложненную степень метафизической способности сознания человека воспринимать и рефлексировать ранее скрытые грани пространственной структуры многомерной реальности макро- и микрокосмосов. Так искусство отразило осознанный человеком реальный мир.
_____________________________________
* Брейгель использовал необычную технику живописи под названием «квацо», вероятно он заимствовал её у своей тёщи - художницы-миниатюристки Макин Верхольц. Сильное разбавление темперы при нанесении на холст имитирует дорогие изображения на коврах.

взаимосвязи, эссе, художник, история, живопись

Previous post Next post
Up