В субботу ездил на экскурсию в Калужскую область на завод Volskwagen посмотреть как собираются Шкоды и Фольцы :)
Краткий отчет
Ранним субботним утром колонна из 8 машин (19 человек) собралась на Киевском шоссе.
В 8:00 выдвинулись в сторону Калуги. В области, в отличии от города, уже давно лежит снег:
Ехали не торопясь, дорога была чистой поэтому уже к 10:30 были на месте. Территория завода огромна, а указатели, как обычно, показывают не совсем правильное направление. В результате сначала приехали "не туда":
Спустя 15 минут разведка нашла правильный въезд на территорию завода:
Первое, что бросилось в глаза - огромное количество контейнеров - в них из Чехии приезжают детали автомобилей:
Для их транспортировки построили даже отдельную железнодорожную ветку:
В 12 к нам подъехала Ольга из отдела по связям с общественностью и повела нас на территорию завода. После паспортного контроля на входе к нам подошел Оливер Грюнберг - директор производства. Он говорит на немецком, но знает много русских слов и отлично понимает по-русски. Ольга выступала в роли переводчицы. Далее прошли в комнату для совещаний, разделись, насмотрелись на весящие на стенах планы завода и отчеты о росте количества произведенной продукции, поставках и т.д. Затем Оливер рассказал нам про завод и ответил на наши, порой очень каверзные, вопросы.
Затем мы пошли в цех где собственно собирают автомобили. Так как производство пока крупно-узловое (к уже собранному в Чехии кузову прикручивают собранный в Германии двигатель) вся производственная линия умещается в одном кадре:
Начинается всё в огромном помещении склада, куда с улицы погрузчик одним концом заводит контейнер. Внутри его открывают и извлекают из него кузов и все остальное. Кузова складывают по правой стене, а всё остальное по левой. Это первый этап:
"Всё остальное" представляет из себя ящик без стенок с двигателем, коробкой передач, подвеской, рулевой рейкой, колесами и защитой двигателя:
Затем кузов поднимают с траспортировочного деревянного основания и ставят на подставку позволяющую его легко перемещать по территории завода:
Потом из кузова извлекают и проверяют все элементы которые позже должны быть установлены: бампер, переднюю панель с фарами, воздушный фильтр и прочую мелочь:
Все это складывается на специальный стенд на колесиках. Это второй этап:
Параллельно из ящика извлекают резину и защиту двигателя и складывают их на отдельную тележку:
Ящик с оставшимися узлами с помощью лебедки разбирают и устанавливают все комплектующие на специальную подставку:
Третий этап основной - кузов поднимается на подъемнике и к нему присоединяется подвеска, двигатель и все остальное:
На четвертом этапе происходит доустановка всех мелких компонентов - воздушный фильтр, аккумулятор:
Пятый этап - в машину заливают все необходимые жидкости кроме моторного масла. Масло в мотор залито еще на заводе изготовителе. В бензобаке 7 литров бензина с октановым числом 108 (2.8 евро за литр):
Далее машина двигается уже своим ходом на стенд регулировки схождения колес:
Затем машина заезжает на специальный участок, сзади поднимается воздухозаборник выхлопных газов и происходят испытания на псевдо-скорости 150 км/ч:
На руль крепят специальный компьютер который подключается к автомобилю и тестирует работу всех систем:
После этого еще одна независимая группа проверяет работу всех систем (загорается ли свет в салоне, открываются ли солнцезащитные козырьки и т.д.) после чего машина едет на дорожные испытания (нам их, к сожалению, не показали). Дорожные испытания включают себя проезд по дороге с несколькими типами покрытий. Затем машину помещают в "дождевую камеру" где с помощью специальных датчиков проверяют что внутрь не попадает влага. Затем машине регулируют фары и прогоняют сквозь специальный световой коридор чтобы убедиться что лако-красочное покрытие цело, вмятин и других дефектов на кузове нет:
Все, автомобиль готов :)
Так же в цеху есть две покрасочные камеры - в случае обнаружения мелких дефектов их можно подкрасить (на фотографии мы стоим на фоне этих камер. Грюнберг в каске справа, слева от него Ольга):
Затем нас повели на строющуюся часть завода сквозь огромный склад запчастей. Склад, в данный момент, заполнен процентов на 10 запасными частями которые используются если в ходе сборки/испытания автомобиля будет обнаружен брак и какую-то деталь нужно будет заменить.
В строящемся цеху отлаживали автоматизированную линию. Нам по секрету сказали что идет наладка полного цикла производства и уже собраны первые машины (только штамповка и покраска кузова еще не работает, сварка кузова уже отлаживается). Как сказал Оливер, машины собранные в результате теста конвеера будут использоваться как служебные машины завода, но с тем же успехом они могли бы быть проданы обычным покупателям, т.к. их качество даже на этом этапе не ниже серийных экземпляров.
Фольксвагены собирают в Фольсбурге, потом везут на автовозах в Чехию, в пункт отправки, там их разбирают (снимают двигатель и подвеску), грузят на железнодорожные платформы и уже везут в Калугу.
Экскурсия получилась веселой, у Грюнберга отличное чувство юмора, он понимает по русски, но говорит по немецки.
Когда начнется полное производство будет вообще весело и очень интересно. Обещают что оно начнет работу уже в апреле. Надеюсь я это увижу :)