Сила слова

Sep 21, 2010 11:30

Вчера на наши детские занятия пришел новый ребенок. Нормальный счастливый мальчик двух с половиной лет от роду, весьма развитый для своего возраста. Немного поплакал на занятии, но это вполне естественно для малышей, когда они впервые оказываются в какой-то среде.

После занятия идем пообщаться с мамой и папой. Сидим в комнате вчетвером - я, мама, папа и ребенок. Успеваем перекинуться несколькими фразами о впечатлениях от занятия с мамой, как вдруг нас прерывает громогласный вопрос папы:

- НУ ЧО, ОН НЕ СИЛЬНО ТУПОЙ?

В этот момент мне стал понятен весь глубокий смысл фраз «отвисла челюсть» и «глаза округлились».

Думаю: «Может, ослышалась?» Переспрашиваю:
- Что, простите?

Папа повторяет:
- Ну он не сильно тупой у нас?

Могу сказать откровенно: поскольку в нашем центре мы уделяем много внимания психологии и позитивному мышлению, для меня естественно, что родители наших деток постоянно совершенствуются в плане саморазвития и стараются быть аккуратными при выборе слов. Особенно когда дело касается их чад. Видимо, в какой-то момент стало казаться, что такие родители - единственный существующий тип мам и пап.

Поэтому прозвучавший вопрос меня искренне ошарашил. Как могла, постаралась объяснить папе, что при ребенке НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ПОДОБНЫЕ ВЕЩИ.

- Да он же маленький, ничего не понимает! - усмехнулся родитель. И за нашу короткую беседу еще трижды высказал свое мнение по поводу навыков сына: не умеет концентрироваться, плохо понимает какие-то вещи, и что-то еще, третье не запомнила.

Мама активно оборонялась:
- ЕМУ ЖЕ ТОЛЬКО ДВА С ПОЛОВИНОЙ ГОДА! О ЧЕМ ТЫ ГОВОРИШЬ?!

...Друзья, давайте не будем давать свои суждения и оценки этому папе. Мы все не раз становились свидетелями вопиющих, на наш взгляд, случаев. Более того - мы сами порой делаем вещи, за которые потом бывает стыдно. Осуждать - легко, сложнее - делать самим.

Раз в году мы ведем семинар для наших родителей, и вот как раз один его аспект - это энергетика слов. Слово имеет колоссальную силу, особенно для ребенка! Случайно оброненную фразу дети запоминают очень, о-о-очень хорошо. ОСОБЕННО до 3 лет!

Ошибочно считать, что вся информация пролетает «мимо ушей» малыша. Мы видим подтверждение этому на каждом занятии в нашем центре. Ребенок может физически не присутствовать при изучении какой-то темы, но когда приходит домой - все четко повторяет. Все движения, игры, английские слова, элементы сказок и т.п. Это все периодически всплывает в сознании маленького человека, и он тут же начинает делиться кусочками этих знаний с родителями или с теми, кто оказался рядом в этот момент. Дай Бог всем нам, взрослым, такую способность к запоминанию!



Не так давно моя подруга поссорилась со своим мужем. Через несколько дней после этого она забирала свою дочку (тоже 2,5 года) из детского сада. Они неспешно шли по аллее, ведущей от детского сада к метро, как вдруг дочка деловито констатировала:
- Мама, ты знаешь, наш папа - какой-то козел!

Подруга «выпала в осадок» :) Стала звонить мне, чтобы поделиться открытием дочки. «Ну, - говорю, - вспоминай, кому ты так могла ляпнуть». «Ты что, я такого при Лене ТОЧНО не говорила!» - возмутилась подруга. А стали разбираться, и вспомнила, что после ссоры она дала четкое определение мужу в телефонном разговоре. Дочка при этом играла в другой комнате...

...Еще один пример, уже из личной практики. В детстве я не отличалась какими-то особенными успехами в рисовании :) Ну рисовала себе всякие каляки-маляки, и ладно. Окружающих, ясное дело, это умиляло. Но потом я стала старше, и как-то раз получила от мамы оценку своего более «зрелого» творчества: «Рисовать ты не умеешь».

Я свою маму очень люблю, это для меня самый дорогой человек. Прекрасно понимаю, что сказано это было без злого умысла. Но! В моей голове отложился этот факт. Именно ФАКТ, так как ребенок не фильтрует информацию, которую получает от самых близких людей. Он воспринимает это буквально: «Говорят - значит, ЭТО ТАК!»

...В школе на уроках рисования рисовать самостоятельно я уже не пыталась - знала, что получится плохо. Поэтому, чтобы получить хорошую оценку, просто скатывала картинку на нужную тему из какой-нибудь книжки через кальку, а потом переносила шаблон на альбомный лист и раскрашивала его. Учителя меня хвалили. Но я-то знала, что хвалили незаслуженно - я же НЕ УМЕЮ рисовать! :)

В прошлом году на каком-то занятии нашего детского центра «Вундеркинд» одна из преподавателей, ответственная за творческую часть программы, уехала в отпуск. Мы работали с ней в паре, и потому мне надлежало восполнить художественную составляющую.

На том уроке мы должны были играть в театр - ставить сказку «Под грибом» Владимира Сутеева. Кто не помнит или не знает, суть истории в том, что во время дождика в лесу под грибом спрятался муравей. Места для него было не ахти как много, но от дождя этот гриб его укрыл. А потом к нему «под зонтик» набежала целая братия лесных друзей.

И в конце муравей задает внезапно замучивший его вопрос: почему сначала ему одному места было мало, а потом под грибом уместились все, вплоть до кролика? ...Ответ на страшную тайну, конечно, заключался в том, что гриб вырос :)

Соответственно, по сюжету мне надо было семь грибов разного размера. И эти грибы - упс - я должна была нарисовать САМА. Мамма мия! Как же мне было сложно! Я сидела ночью на ковре, обложенная листами бумаги, карандашами и эскизами грибов, черкала, глотала слезы, снова черкала... На создание семи грибочков у меня ушло больше трех часов времени и ку-у-уча нервов :)

А как нарисовать красиво, если у тебя в голове сидит разросшаяся со временем установка, что ты не умеешь этого делать? В итоге, конечно, грибы получились вполне себе пристойными (перед детьми, по крайней мере, не было стыдно), но каки-и-их трудов мне это стоило! Такой глобальный тренинг личностного роста по работе с детскими установками у меня в ту ночь случился!

А вот из обратных ситуаций - мама мне с детства говорила, что я очень хорошо пишу. И в итоге я всю свою жизнь свято верю в то, что хорошо пишу. И все это благодаря такой силе как СЛОВО. Именно с него ДЕЙСТВИТЕЛЬНО начинается очень и очень многое в нашей жизни. И - безусловно - в жизни наших детей.

Мамы и папы! Вы все это прекрасно знаете, здесь нет НИЧЕГО нового. Но... Постарайтесь по мере своих сил, возможностей и терпения употреблять только выражения со знаком «+» в общении со своими чадами (и, кстати, неважно, какого они возраста ;)).

ОСОБЕННО если считаете, что чего-то в характере вашего ребенка «не хватает». Хвалите за то, чего якобы нет. Но не просто на голом месте (Типа: «Ой, какой ты у меня добрый, ласковый и нежный, только что в нос ногой соседскому мальчику заехал!»). Хвалите за любые реальные «проблески» нужного вам качества характера или навыка. Каждый раз будет появляться что-то все более и более значимое, весомое.

«Как ты сегодня хорошо нарисовал птицу!»
«Мам, это не птица, это слон!»
«Хм-м-м... Но ведь это же крылья?»
«Это не крылья, это его уши!»
«Вау! Правда?! Точно... КОНЕЧНО ЖЕ это слон, и как я сразу не углядела... Вот знаешь, его левая нога - ну просто шедевр!»

Ну и конечно неплохо ребенку нормального слона после этого показать. Со словами вроде: «Этот слон тоже ничего... А вот так ты можешь нарисовать?» Увидите - в следующий раз будет вам слон уже попрезентабельнее, ведь ребенка же за это ПОХВАЛИЛИ!

И напоследок: этот принцип работает везде - не только с детьми. С ленивыми мужьями, которые (блин ваще!!!) никак не могут приучиться выкидывать мусор... С женами, которые постоянно опаздывают на встречи из-за того, что три часа прихорашиваются...

«Дорогой, ты ТАКОЙ молодец, что целый раз за этот год вынес мусор!» (лишь бы не сор из избы...:))

«Любимая, ты сегодня просто реактивный самолет - собралась всего за 2 часа 55 минут!»

Это, разумеется, не дословный сценарий для бесед, но суть, я надеюсь, понятна :)
Как говорится, что посеешь, то и пожнешь.

Удачи вам, любви и терпения :)
Не мое , перепост отсюда.
Не ново конечно, но никогда не помешает опять об этом услышать.

воспитание, дети

Previous post Next post
Up