Чем занять ребенка второго года жизни

Dec 19, 2014 21:40

Решила поделиться,ибо очень полезно.

Оригинал взят у blumavolfovna в Чем занять ребенка второго года жизни - как обещала, ура, написала наконец!)))
Оригинал взят у mama2mamam в Чем занять годовалого ребенка. Советы Александры Аныкиной
На "Курсах_буду_мамой" мы говорим о «раннем развитии» и о том, чем можно занимать ребенка до года. Однако многие детки-выпускники курсов уже гораздо старше, и мамы пишут мне и спрашивают совета, во что полезно и весело играть теперь, может, они что-то упускают? Делюсь чем могу, надеюсь, это пригодится не только выпускникам моих курсов, но и другим мамам детей после года.


Я буду стараться исходить из того, на какой фазе развития находится ребенок и что в данный момент может помочь ему эту фазу максимально исчерпать и перейти к следующей. Поэтому про игрушки как таковые речи будет мало, поскольку пока для ребенка лучшие игрушки - это вовсе не игрушки, и нужно их гораздо меньше, чем кажется и хочется купить.

Итак, год. Кто-то только научился ходить, кто-то уже давно топает, кто-то учится. Все добытое еще тащится в рот, уже звучат первые слова или слоги, ребенок уже интонирует (повторяет интонации), знает много предметов и животных (показывает их в книжке).

Период развития ребенка в данный момент называется в психологии сенсомоторным - мир осваивается через восприятие и действие - потрогать, пощупать, облизать, попробовать на прочность, бросить, постучать... Чем больше всего разнообразного окажется у ребенка в руках - тем лучше. Перед глазами сразу встает кухонный шкаф, полный кастрюлек, толокушек, коробочек...о, что может быть лучше!


С 1го до 3х лет ведущая деятельность ребенка - предметно-манипулятивная. Это значит, что он не просто трогает, тащит в рот и изучает предметы и поверхности вокруг себя, но и учится овладевать ими при помощи взрослого. Если до этого ведущей деятельностью было эмоциональное общение с мамой и близкими людьми, всяческие ладушки, песенки, ку-ку, то теперь этого уже мало - уже нужно взять мамин телефон и позвонить по нему. Ложку раньше было интересно бросать - теперь интересно есть ею, как мама или папа.
Суть взаимодействия со взрослым уже не просто в физической и эмоциональной близости, но в том, чтобы усвоить те способы обращения с предметами, которые приняты в обществе. Взрослый уже не только дает игрушки и предметы, - он является образцом действия с ними. Также ребенку интересны взрослые позы, жесты, всяческие повторы за родителями, дать-взять-принести, изобразить коровку, собачку - все, что исходит от мамы или папы - это святое!).

Мышление ребенка на данном этапе называется наглядно-действенным: все, что я делаю, я понимаю,а не делаю - не понимаю. Не взяв предмет в руку и не попробовав сделать что-то самостоятельно, ребенок не поймет, что произойдет. Пробовать, пробовать и пробовать - вот девиз второго года жизни. Пока еще строить логические цепочки и продумывать действие «в голове» ему сложновато. Поэтому, опять же, чем больше опыта взаимодействия с многообразной окружающей средой получит ребенок, тем активнее пойдет его развитие дальше.

Что еще нужно знать - очень редко ребенок в этом возрасте способен играть самостоятельно. Обычно у мамы есть минут 5-10, если он занят раскурочиванием чего-то, разбором того же шкафа или выковыриванием косточек из мандаринов. Но ожидать, что дите будет играть в куклы или строить домики из кубиков стоит гораздо позже, пока - все во взаимодействии со старшими. Помним, что кора головного мозга еще совсем незрелая, ребенок не умеет долго фокусировать внимание на чем-то, а уж тем более находиться одному и занимать себя.

Малышу уже важно принимать самому некоторые решения: какую майку сейчас надеть, съесть ли на завтрак творог или кашу. Кстати, про одежду - одевание может стать отличной игрой: разбор штанов-маек, их сортировка, расладывание по цвету и типу, запихивание назад в ящик - о, как интересно!


Что еще: в этом возрасте дети ориентируются на размер и форму предметов, цвет они различают, но он не первостепенен для различения предметов. Поэтому не стоит тратить время и силы на «изучение цвета», цвет и сам «подключится» позже, а пока актуальнее обсудить что большое, что маленькое, что круглое - значит катится, а что квадратное.

Итак, это из чего мы исходим. А теперь к конкретике!

Начать хочется с физического развития: именно от развития крупной моторики (бегать, висеть, ползать, карабкаться...) зависит развитие мелкой, а там уж и речь. Лазить везде и всюду, если дома нет шведской стенки или колец, то хотя бы устраивать бега между подушками, прыгать на диване, залезать со стула на кресло и строить полосы препятствий, а можно привязать слинг к столу на манер гамака - отличная игрушка!
Ребенок изучает свои физические возможности, а заодно и свое тело - как что называется, мама все рассказывает и показывает и гладит, делает массажик - тактильный контакт не утратил своей важности!

Самый прекрасный способ дать годовалому ребенку развиваться «на полную катушку» - это разрешить ему свободно исследовать пространство дома и на улице.


Начнем с дома: тут самые интересные места это кухня и ванная.

На кухне полно волшебных вещей, ими можно стучать друг об друга, по полу и стенам, их можно вкладывать одну в другую, катать, трясти. Какой оркестр можно создать из кастрюль и ложки! Как здорово! И это не говоря о продуктах, которые живут на кухне.


Чем учить овощи по картинкам - а так делают часто - дайте ребенку разбирать сумки из магазина, разложите овощи, учите названия, размер, цвет, катайте, тыкайте в них пальцем и проверяйте на прочность.


Уже все мамы знают о пользе игр с крупами - удобно посадить ребенка в большой ящик (Икея!) или детскую ванночку, насыпать туда крупы, дать стаканчиков, ложечку… Конечно, придется все время следить, чтобы юный исследователь не наелся фасоли, но дело того стоит. Очень интересно откапывать мелкие предметы из крупы - яркие шарики, или мамины кольца )...


Ну а уж когда мама готовит - тут просто рай. Встать на стул и мыть посуду ребенок может уже до года - да, все будет мокрое, но это того стоит! Тереть губкой чашку, выжимать ее, размазывать пену (используйте экологичное средство для мытья посуды или дайте дитю детское мыло).
Здорово позволить возить ручками в муке, тесте, твороге. Да, все будет грязное, но зато уже в два года ребенок будет уметь многое делать руками и в чем-то даже не только мешать, но и помогать маме.

На кухне есть бумажные полотенца, которые можно рвать (крайне полезно!!), фольга, которую так приятно комкать, полотенца, под которыми можно прятать игрушку и находить ее. Веселье!


А еще на кухне есть холодильник, и там можно морозить лед разного цвета, и даже класть в него мелкие предметы, и потом играть с ним, пока не растает. Делать это удобнее во втором волшебном помещении в квартире - в ванной.

Игры с водой в этом возрасте просто очень полезны, тут пригодятся: леечка, сито, пластмассовые бутылки с крышкой и без, и с дыркой в крышке - отличная брызгалка. Губки можно топить и выжимать. Нам нужно и то, что тонет, и то, что плавает - это может быть все, что угодно! - это интересные опыты, а еще ведь пузыри воздуха- если топить стакан, то из-под него вылезет пузырь. Ого! )

Ну и конечно, в ванной здорово рисовать на стенах пальчиковыми красками. Пока достаточно одного цвета, удобно перелить часть краски в мисочку - иначе она закончится в первое же купание)


Помимо воды крайне полезен песок. Если не на улице на площадке (где часто трудно сосредоточиться, ибо отвлекаешься на других детей), то дома - слава Великому Кинетическому Песку. Пока что не столько даже куличики, сколько тыкать пальцем, мять, втыкать фасолины, откапывать игрушечки и т. п. Купите плоский большой ящик, одного-двух кг будет достаточно. Подстелите на пол клеенку, тогда не так сложно будет убрать.

Все возможная мелочь ребенку интересна и опять таки, полезна. Шарики, колечки, блесточки, бусины... Под присмотром, конечно.
Бусы вообще - отличная вещь в таком возрасте, их и перебирать, и носить, и грызть.
Отличная вещь - так называемая «сенсорная коробка». Это короб с низкими стенками, куда насыпается разная мелочь вперемешку с крупами или макаронами, туда можно селить пластмассовых зверей, там можно шебуршать руками, рыть-копать-искать-перебирать-сортировать. Что-то конечно окажется на полу, но это же мелочи жизни)

Ну и конечно, в квартире можно найти очень много интересных занятий под эгидой «помощь маме». Складывать белье в стиральную машинку и вынимать его, махать веником, мыть пол, разматывать рулон туалетной бумаги по полу - ну очень интересно!


Большая картонная коробка - вещь очень интересная, можно в нее прятать предметы, можно залезть самому, можно делать вид, что ты в поезде или лодке. А если коробок несколько, то можно сделать туннель!
Маленькие коробочки тоже очень хороши: ставить одну на другую, вкладывать одну в другую, прятать игрушки в них.
А из стола и пледа выходит отличный домик, там можно сидеть с фонариком.

Игры на улице, особенно летом - это просто песня, ребенка можно раздеть, не беспокоиться за чистоту одежды, песочница, надувной бассейн, и сколько всего можно закапывать, топить, сколько цветов изучать, нюхать, сколько колючек трогать, ягод срывать и так далее. Зимой, конечно, сложнее, но просто бегать по морозу - это уже отличное развитие. Трогать снег, отличать тепло-холод, ковырять его лопаткой - все эти простые занятия так хороши.


Творчество.
Звучит пока что смешно - ну какое творчество в таком возрасте, но уже многое можно и очень полезно. Прочтите мой пост про детское рисование (или книгу Марины Озеровой), и начинайте рисовать! Не бойтесь грязи, в доме, где дети, это неизбежно и даже хорошо (значит, ребенок растет и развивается полным ходом!), лучше сразу придумать способы защиты - клеенка на полу и т.п.




Еще здорово потихоньку начинать лепить: пластилин - мягкий, (например, фирмы Play Dough), обычный пока что слишком твердый. Все тоже, что с песком, но еще рвать, везде размазывать, прилеплять, тыкать зубочистками.

Книжки.
Самые простые, крупные реалистичные картинки - желательно одно крупное изображение на одной странице (сейчас с этим туго, книг тысячи, а иллюстраций хороших днем с огнем...). Вот уточка, все пищат, как пищит уточка. Собачка, как лает собачка. Стихи - прекрасно. Очень любят дети изучать себя и близких на фотографиях, фотокнига или альбом могут стать хитом.

Игрушки.
Главная задача мамы - не переусердствовать с их количеством и не завалить ребенка кучей игрушек, которые пока ему не нужны. Помним, что ребенок не может концентрироваться так, как взрослый, и если дать ему 10 машинок вместо одной, он будет просто разбрасывать их и кидать. Но кидать можно и что-то еще, мячики-кубики, а машинку - одну, крупную, ну и еще большой грузовик - можно катать, скатывать с горки, накладывать в кузов всяческую мелочь и т. д.
Машинку дети любят катать за собой на веревочке, а еще они любят катить что-то перед собой - на палке. Бабочку, утку - выбор сейчас огромный.


Хороши игрушки из Икеи для малышей - бусины на проволоке, колышки для забивания молотком.

Мягкие игрушки хороши - немного и реалистичные: заяц, похожий на зайца, а не на монстра из мультика. Они ходят друг к другу в гости, пьют чай и едят кашу)
Кукла нужна и девочкам, и мальчикам. Или 2-3 куклы - но не 10. Размер - средний, сантиметров 20-30. Желательно с милым лицом, похожим на настоящего малыша, с мягким туловищем.
С ее помощью мама подготавливает ребенка к переходу на следующий этап его развития - этап ролевой игры, который наступит после трех лет. Пока что мы делаем самые простые действия: кормить куклу, купать, укладывать спать. Специальных приспособлений как таковых еще не нужно, но здорово, если можно снять-одеть шапочку, носочки, дать попить из маленькой пиалы или ведерка - посудку кукольную пока что рано, но если очень хочется, то конечно:)

Все, что развивает мелкую моторику - крупные вкладыши из дерева, кубики большие - пока просто ставить один на другой, вернее, чаще мама ставит, а малыш рушит.
Мячики - разной формы и материала, пирамидки, неваляшка, резиновые зверушки крупные.

Кубики - крупные, ставить один на другой и рушить, ставить и рушить!

Стаканчики, которые входят один в другой - пригодятся и строить пирамидку, и пытаться вложить друг в друга, и что-то насыпать, и воду в них наливать.


Музыкальные игрушки - самые простые, пусть пианино подождет) Можно насыпать в бутылку фасоли - и вот отличная звенелка-гремелка. Колокольчик, барабан - прекрасные игрушки!

Куклы на руку - пока еще это не кукольный театр, но так интересно, как это она шевелится и говорит маминым голосом!

Матрешки, неваляшки, простые пирамидки - это традиционно и всегда актуально!

Время сортеров еще только приближается, но самый простой, например, с тремя-четырьмя отверстиями, можно попробовать.

Все перечисленное не стоит давать ребенку одновременно, лучше пробовать, что ему интересно в данный момент, все это пригодится лет до трех, так что времени еще много!

Ну и хочу добавить слегка не в тему, но все же: в год (как и в два...) проводить досуг за просмотром мультиков - вредно для ребенка. Конечно, получить 10 минут тишины - это заманчиво, но лучше достигать этого более полезными способами.

Текст подготовлен Александрой Аныкиной blumavolfovna

Previous post Next post
Up