Рецензия на роман "Жизнь не здесь", Милан Кундера
Вот вам вопрос на засыпку: что важнее для читателя - КАК автор пишет или ЧТО он пишет? Причем речь вовсе не идет о форме и содержании, нет. Скорее, об идее и стиле изложения. Вопрос похож на вечный спор о курице и яйце. Но, прочитав третий роман Милана Кундеры, я на него ответила. По крайней мере, для себя.
Итак, стиль. Со стилем у Кундеры вроде бы все в порядке. Пишет легко, живо, интересно. Иногда, правда, бывает перебор со скобками (которые в определенный момент просто мешают воспринимать текст), запятыми, которые, вклиниваясь в сложные предложение с деепричастными оборотами, сравнениями, перечислениями, настолько его (предложение) усложняют, что, пока его дочитаешь, не можешь понять, где конец, где начало и о чем вообще шла речь. Так вот. В целом стиль читабельный и вполне приемлемый. Порой создается впечатление, что автор пишет по очень большому наитию, вот так, сразу, пока вдохновение не ускользнуло, пока есть возможность беспрепятственно излить на страницы свои идеи. Идеи. Теперь немного о них.
О чем пишет Кундера в своем романе «Жизнь не здесь?» На подобные вопросы об идеях я обычно отвечаю: о борьбе, о справедливости, о невозможности устроиться в жизни, о конфликте мира и человека и т.д. Здесь я могу ответить проще: роман о том, как поэт по имени Яромил родился, пожил немного и умер. Попытка показать жизнь чешской ителлигенции в ироническом разрезе. Попытка, потому что именно эта кундеровская ирония вызывает скорее недоумение, чем улыбку. Роман-насмешка: над материнскими чувствами, над самореализацией, над любовью и дружбой. Роман, весь смысл и проблематику которого можно передать всего несколькими словами: он родился, жил и умер. Роман, который не оставил ничего после прочтения, лишь желание закрыть его и поставить на полку. Да простят меня поклонники мсье Кундеры, но после этой книги у меня не осталось сомнений: писать можно, конечно, красиво. Но вот о чем?