Угарные свадьбы России: Утырки в балахонах на свадебном торжестве в дагестанском селении Дзилебки

Apr 09, 2018 19:01

Угарные свадьбы России: Развеселые утырки в балахонах на свадебном торжестве в дагестанском селении Дзилебки
Отголоски языческих традиций

image Click to view


После того, как в прошлом материале с достаточно большим количеством букв ( https://tipolog.livejournal.com/1564539.html ) мною было рассказано о том, что главным законодателем мод в деле устроения угарных языческих свадеб у восточных славян являются украинцы, по логике вещей следовало бы обратиться к более подробному описанию особенностей их сельских свадебных торжеств. Но это было бы не совсем правильно. Да, украинские сельские свадебные традиции являются наиболее яркими и красочными, но увы, они не относятся к категории самых древних. Наиболее древними по своему происхождению языческими свадебными традициями могут похвастать дагестанцы и турки. Сегодня поговорим о народах Дагестана и начнем наконец давно обещанный разговор на тему отыскания логических объяснений языческим свадебным традициям тех или иных народов.

Итак, Дагестан. Одними из необычных и сильно бросающихся в глаза свадебных персонажей в достаточно многих горных дагестанских селениях являются чумазые утырки в масках, которые ради потехи любят кататься в пыли и грязи, туда-сюда сновать с бревнами в руках, задирать ишаков и вызывать на танцы пожилых старушек. В чем причины столь казалось бы дикого характера их свадебного поведения? А все дело в том, что Дагестан - очень многонациональная республика и жителям многих ее селений далеко не всегда удавалось мирно уживаться между собой. Выражаясь простым языком, с древних времен свадьба в Дагестане считалась очень даже удобным местом для осуществления кровной мести обитателями одних селений против обитателей других. Само собой разумеется, что организаторы конкретных сельских свадеб были не заинтересованы в подобных поворотах событий и начинали думать об обеспечении мер безопасности. На практике это обычно находило свое выражение в том, что во многих дагестанских горных селениях, где все пришлые люди оказывались как на ладони, стали использовать практику создания добровольных молодежных дружин, члены которых принимались следить за порядком на любых своих свадебных торжествах и не спускать глаз с любых посторонних лиц, которые в это время каким-либо случайным или неслучайным образом почему-то оказывались на территориях их селений. В случаях когда такие посторонние лица пытались приблизится к местам непосредственного проведения свадебных ритуалов и нахождения их главных участников, тех принимались блокировать, а в случаях необходимости, скручивать по рукам и ногам, хорошенько наминать бока и с позором вышвыривать вон за пределы своих селений.

Само собой разумеется, что далеко не всем незваным гостям и замаскированным кровникам нравился подобный характер отношения к своим персонам и они нередко принимались обращаться с жалобами к представителям высшей власти. Ну типа того что они как-то случайно проходили через то или иное селение, никого не трогали и не делали ничего плохого, а на них вдруг ни с того ни с сего напали. Нередко подобные разбирательства оборачивались для виновников начала таких избиений наложением крупных денежных штрафов, а в случаях получения чужаками телесных увечий могли обернуться продажей в рабство или даже казнями отдельных слишком рьяно настроенных молодых людей, которые не смогли правильно рассчитать свои силы. Взрослые обитатели горных дагестанских селений, которых совершенно не устраивала перспектива возможности потери лучших своих сыновей, но которые в то же самое время не могли себе позволить прекратить практику обеспечения должного порядка на своих свадебных мероприятиях, сталкивались с проблемой необходимости решения этой казалось бы совершенно неразрешимой задачи. Но общими усилиями и стараниями, такая задача рано или поздно оказывалась решенной. Суть такого решения заключалась в том, что члены молодежных добровольных дружин по охране порядка на свадебных мероприятиях принимались одевать на свои головы балахоны (с таким расчетом, чтобы в случае чего никто из посторонних не мог их опознать в лицо) и разыгрывать разные дурацкие сценки с шутливыми нападениями друг на друга и валянием в пыли и грязи.

Почему так? А чтобы иметь оправдание для осуществления неожиданных нападений на показавшихся им подозрительно ведущими себя людей из числа незваных гостей в нужные для себя моменты с таким расчетом, чтобы хорошенько вывалять их в грязи и под всеобщий смех заставить быстро убраться вон, так и не осуществив задуманного. Теперь в случаях поступлений на себя каких-либо жалоб со стороны посторонних старейшины конкретных селений обретали прекрасную возможность для того, чтобы в случае чего с сожалением развести руками и заявить приблизительно следующее. Типа вы конечно нас извините, но кувыркаться, танцевать и бороться в грязи - это наш народный свадебный обычай, и поэтому всем тем, кому он не симпатичен, следует держаться подальше от мест его проведения - только и всего. Разного рода судебным властям трудно было что-то возразить против подобных доводов. Однако в своем стремлении выявить, что заявленные народные свадебные традиции являются реально существующими, а ни кем-то придуманными исходя из соображений хитрости, они нередко принимались насылать в отдельные селения свои тайные проверки. Обитатели многих горных дагестанских селений в своем стремлении любой ценой отстоять свои интересы и не выглядеть лжецами перед представителями высших властей принимались использовать практику осуществления охраны свадебных мероприятиями группами своих ряженых молодых людей и шутов даже в ситуациях видимого отсутствия кого бы то ни было из числа приезжих и посторонних. С течением времени практическая надобность в осуществлении таких потешных и шутовских действий во время свадебных торжеств полностью отпала, но продолжает жить в когда-то давно возникших народных традициях, подлинный смысл которых оказывается далеко не всегда понятным подавляющему большинству современных людей.
Также смотри по данной теме другие материалы с тегами " Народные традиции" и " Язычество"

мужчины и женщины, этнопсихология, экстрим, язычество, видео, народные традиции, Россия после 1991, Дагестан музыка, приколы

Previous post Next post
Up