Шушпанцер - неологизм, образованный от названия мифического зверька
шушпанчика и
нем. Panzer (разговорное, обозначает в том числе и «танк», от Panzerkampfwagen).
Термин используется в кругах военных специалистов для иронического обозначения «мобилизационных» образцов эрзац-бронетехники. Иногда его используют в отношении опытных экземпляров техники, произведённых не кустарно, а в промышленных условиях, но отличающихся экзотическими особенностями конструкции (например, танк
Леопард-3). Как правило, шушпанцер строится на базе гражданских образцов самодвижущейся техники, защищённость которой повышается любыми доступными средствами, в том числе и не обязательно бронёй, а вооружение устанавливается из того, что есть в наличии и что способно везти избранное шасси.
Первые образцы шушпанцеров появились ещё в
XIX веке, когда для непосредственного участия в боевых действиях стали бронировать артиллерийские паровые локомобили-
рутьеры.
Исторически первыми попытались наладить массовое изготовление шушпанцеров англичане в
1940 году в ожидании неминуемого, как им тогда казалось, германского вторжения на острова. Однако в отношении созданных тогда образцов этот термин обычно не употребляется.
В Советском Союзе в предвоенный период созданием шушпанцеров занимался конструктор-самоучка Н. И. Дыренков (его машины хоть и изготавливались в заводских условиях и проходили официальные испытания, по сути были шушпанцерами на базе гражданских гусеничных тракторов), на начальном этапе войны велось серийное производство шушпанцеров на основании постановления Государственного Комитета Обороны № 019 «Об экранировке лёгких танков и о бронировании тракторов» от 20 июля 1941 года. В соответствии с ним серийное производство шушпанцеров должны были развернуть Харьковский тракторный (ХТЗ) и Сталинградский тракторный (СТЗ) заводы, было выпущено не менее нескольких десятков машин.
Первый всплеск создания кустарных шушпанцеров на территории бывшего СССР имел место в 1990-1991 годах в зонах межнациональных конфликтов.
В настоящее время создание шушпанцеров активно ведётся на Украине, что выглядит достаточно странным, если для ополченческих формирований Новороссии это хоть как-то оправдано, то почему тем же самым вынуждены заниматься украинские регулярные вооружённые формирования - не вполне понятно, гипотетически в их распоряжении должна быть гораздо более совершенная материально-техническая база всей украинской армии.
Прообразы
Мексиканский шушпанцер на гражданской войне,
1914 год Бронированный трактор Гулькевича «Красный Петербург» (не Петроград!),
1920 год Шушпанцер "Аликанте", Испания,
1936 год Приднестровские шушпанцеры
Шушпанцер на базе транспортёра-амфибии
Шушпанцер на базе КрАЗа
Балканские шушпанцеры
Косовский олбанский шушпанцер на базе сельскохозяйственного трактора
Хорватский серийный шушпанцер на базе колёсного трактора коммунальщиков
Курдские шушпанцеры
Шушпанцер на базе коммерческого грузовика 2х4, изготовленный местным кузнецом, имеет разнесённое бронирование
Шушпанцер на базе коммерческого грузовика 4х6
Весьма оригинальный гусеничный шушпанцер
Украинские шушпанцеры
Шушпанцер карателей-правосеков «Крокодил» на базе гражданского пикапа, вооружён пулемётом
ДШКМ Шушпанцер правосеков «Скорпион»
Ещё один шушпанцер на базе Nissan Patrol карательного батальона «Киевская Русь»
Шушпанцер батальона карателей «Днепр» на базе КамАЗа 6х6
Мелкосерийный недошушпанцер карателей на базе VW Transporter - подарок от латышских нацистов
Другие
Шушпанцер мексиканской мафии «El Monstruo» на базе тяжёлого пикапа Ford F Superduty, захваченный полицией
Мегашушпанцер сирийской армии
Бронированный трактор Гулькевича «Красный Петербург» (не Петроград!),
1920 год