René Clair - Entr'acte (1924) - Part 1/2

Mar 11, 2011 01:38

image Click to view



«Entr’acte» (Антракт) 1924 - короткометражный художественный фильм Рене Клера, снятый на гениальную музыку Эрика Сати в тесном содружестве с Франсисом Пикабиа, Марселем Дюшаном и рядом других художников-дадаистов. Фильм был снят по заказу Шведского балета в Париже, там ожидалась постановка нового авангардного балета «Спектакль отменяется», в антракте которого и должен был идти этот фильм(отсюда и название).


особенно забавна и очень динамична вторая часть :))

image Click to view



Музыку для балета и кино-антракта писал вечно неуспокоенный Эрик Сати, которому на тот момент исполнилось 58 лет. После «установочной беседы» с Пикабиа и директором балета Рене Клеру была предоставлена полная свобода в доработке сценария и съёмках фильма. Однако, в конце октября 1924, всего за пять недель до премьеры фильм не только не был снят, но Эрик Сати даже не начал сочинение музыки. Только 25 октября Клер сообщил ему необходимые подробности о фильме и прислал хронометраж каждого эпизода. Это не помешало Сати в сжатые сроки(почти за неделю к 4 ноября) написать подробнейшую партитуру, сопровождающую каждый эпизод буквально по пятам. Сати сочинял музыку «по тактам», принимая во внимание не психологическую и сюжетную линии, (которые он никогда не учитывал), но исключительно специфику кинематографических средств и ритм движения в кадре.

Структура фильма и структура музыкального сопровождения, оказались почти идеально параллельными. Каждый план фильма распадается на многочисленные похожие друг на друга изображения, отличия между которыми малы. Точно так же и музыкальные эпизоды, предложенные Сати, включают многократно повторяющиеся мотивы с минимальными изменениями. Этот метод Сати привнёс в киномузыку из своего другого любимого изобретения: меблировочной музыки, предвосхитившей за полвека появление минимализма в музыке. Параллельное следование визуального и звукового образа многократно усиливает воздействие в целом, хотя музыка как таковая ни разу не отвлекает на себя интереса зрителя. Так Сати и в кино с первого опыта сразу выступил как новатор и провозвестник так называемого резонансного метода монтажа.

Эрик Сати, в момент съёмок фильма уже смертельно больной, но всё такой же денди с неизменным зонтиком-тростью в руках производил чрезвычайный контраст рядом с мешковатым Франсисом Пикабия. Спустя всего восемь месяцев после премьеры фильма - Сати умер в больнице. По признанию самого Клера, он находился под таким впечатлением от яркого и экстравагантного облика композитора, что впоследствии пытался снова и снова воспроизвести его во множестве своих фильмов. Музыка к этому фильму стала последним, что Сати написал в своей жизни. Сати можно видеть в коротком Прологе, где Рене Клер снял всего двух «актёров». Одетый «с иголочки» Эрик Сати в компании растрёпанного, в расстёгнутой рубашке автора сценария и художника-постановщика балета Пикабиа. В игре в шахматы на краю крыши можно видеть Марселя Дюшана и Ман Рея.

Балет «Антракт» (или «Спектакль отменяется») оказался своеобразным итогом деятельности «Шведского балета» в Париже. Не выдержав конкуренции со стороны «Русского балета» Дягилева и слишком дорогой постановки дадаистского спектакля «Relâche» с кинофильмом в антракте, Шведский балет в Париже разорился спустя два месяца после премьеры и был распущен. Однако фильм Клера, сделавший отдельную авангардную сенсацию, совершенно отдельно от балета весьма часто показывался в синематеках всего мира на протяжении многих десятилетий. Постепенно за фильмом закрепилось простое и техническое название «Entr’acte de Relâche». Само по себе название балета «Relâche» - представляло собой привычное для парижан слово, которое обычно крупным шрифтом пишется на табличке и вывешивается на дверях театра в те дни, когда спектакль по какой-то причине не может состояться.

Так что, если принять во внимание дадаистский замысел и концепцию спектакля «Relâche», а также характер фильма «Entr’acte», то стихийно возникшее сочетание этих двух названий «Entr’acte de Relâche» - можно признать дважды дадаистским, только дополнительно усиливающим бессмыслицу всего события в целом. И в самом деле, «Антракт из спекталя, который был отменён» - не есть ли это тот самый апофеоз главного принципа «дада», который был задуман главными авторами «Несостоявшегося представления» :)

Фильм «Антракт» - уникален для творчества Рене Клера. Ни до него, ни после - он больше не сотрудничал с дадаистами и сюрреалистами и не создавал таких ярко-авангардных и абсурдистских лент.

Начёрта всё это запостил, не знаю. Но вот как-то жили люди, творили.. не только о "баксах" думали. Последнее время много читал о Дюшане, и музыка Сати захватила.. вот видимо и выкатился с таким неожиданным даже для себя постом :) информацию взял из Википедии.

п.с. К слову о Дюшане, он вообще поражает своей интеллектуальной свободой. Кстати Дюшан к этому моменту решил "завязать" с искусством и полностью посвятить себя шахматам и околонаучным изысканиям. Несколько лет спустя он даже выпустил в соавторстве учебник по пешечным окончаниям и получил патенты на некоторые свои изобретения. Но как известно из искусства он не выпал, хотя и был несколько забыт(что не мешало ему наслаждаться жизнью и продолжать творить). Лишь в 1959 г. в результате опубликования монографии о Дюшане Робера Левеля новое поколение вспомнило о нем. В 1963 состоялась первая большая ретроспектива Дюшана в Художественном музее Пассадены в Калифорнии, а в 1966 первая ретроспектива в Европе - Лондон, Тэйт Галлери.

1968 г. - смерть Марселя Дюшана. Эпитафия на его могиле гласит: «Впрочем, умирают всегда другие». И относительно эксцентричного интеллектуала, чудака Дюшана это звучит, как чистая правда. :)))))




Previous post Next post
Up