Все мы помним портреты Ильича строго следящего за обучением учеников в каждом кабинете советской школы. Нередко взгляд дедушки усиливался какой-либо цитатой на злобу дня. К примеру, в кабинетах труда популярным было изречение "Мы придем к победе коммунистического труда". Интересно, чтобы сделали с теми, кто бы повесил в классе русского языка следующее изречение великого Ильича:
Язык великороссов, составляющих меньшинство населения России, навязывается всему остальному населению России.
Думаю, вы понимаете, что ничем хорошим. Почитаем более полную версию сего изречения:
Что означает обязательный государственный язык? Это значит практически, что язык великороссов, составляющих меньшинство населения России, навязывается всему остальному населению России. В каждой школе преподавание государственного языка должно быть обязательно. Все официальные делопроизводства должны обязательно вестись на государственном языке, а не на языке местного населения.
Чем оправдывают необходимость обязательного государственного языка те партии, которые его защищают?
«Доводы» черносотенцев, конечно, коротки: всех инородцев необходимо держать в ежовых рукавицах и не позволять им «распускаться». Россия должна быть неделима, и все народы должны подчиняться великорусскому началу, так как великороссы будто бы были строителями и собирателями земли русской. Поэтому язык правящего класса должен быть обязательным государственным языком. Господа Пуришкевичи даже не прочь бы и вовсе запретить «собачьи наречия», на которых говорит до 60 % невеликорусского населения России.
Позиция либералов - гораздо «культурнее» и «тоньше». Они - за то, чтобы в известных пределах (например, низшая школа) был допущен родной язык. Но вместе с тем они отстаивают обязательность государственного языка. Это, мол, необходимо, в интересах «культуры», в интересах «единой» и «неделимой» России и т. д.
Мы не хотим только одного: элемента принудительности. Мы не хотим загонять в рай дубиной. Ибо, сколько красивых фраз о «культуре» вы ни сказали бы, обязательный государственный язык связан с принуждением, вколачиванием. Мы думаем, что великий и могучий русский язык не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было должен был изучать его из-под палки. ...Те, кто по условиям своей жизни и работы нуждаются в знании русского языка, научатся ему и без палки. А принудительность (палка) приведёт только к одному: она затруднит великому и могучему русскому языку доступ в другие национальные группы, а главное - обострит вражду, создаст миллион новых трений, усилит раздражение, взаимонепонимание и т. д.
Кому это нужно? Русскому народу, русской демократии - этого не нужно. Он не признаёт никакого национального угнетения хотя бы и «в интересах русской культуры и государственности».
Из цикла «Статьи по национальному вопросу». Дата создания: 1914, опубл.: Газета «Пролетарская Правда» № 14 (32), 18 января 1914 г.. Источник: Полное собрание сочинений В. И. Ленина, 5-е издание, т. 24.
В тему:
Как дедушка Ленин бандеровцев затмевал.