Можно сказать, что после 1781 года, а не в 1654 году. Вот как это описывает российский ученый Таирова-Яковлева:
Инкорпорация: Россия и Украина после Переяславской рады (1654-1658), стр. 33
Вот какие предпосылки для подобных выводов она приводит:
«Присоединение новых территорий - Украины - не было для России событием исключительным. Поэтому стоит посмотреть, как юридически осуществлялось присоединение других народов и территорий. Вопрос о серьезных различиях в отношении к «подданству» двух сторон (царя и присоединяющихся народов) подробно рассмотрел в ряде работ, в частности в своей последней монографии, Вадим Трепавлов.
Он пишет, что одни владения входили в состав Московского государства реально, другие - номинально. При этом ученый отмечает, что степень реальности/номинальности зачастую понималась по-разному в столичных инстанциях и на «национальных окраинах». Историк выделяет объективные параметры принадлежности региона государству:
1) «включенность территории (народа) в высшую государственную символику - большой царский титул или большой государственный герб;
2) налогообложение в пользу единого государства;
3) распространение на данный регион действия общероссийского законодательства и подведомственность внутригосударственным инстанциям;
4) принадлежность региона к одному из административных подразделений государства».
В. Трепавлов считает, что «вести речь о вхождении территории в состав государства можно лишь с тех пор, как она характеризуется хотя бы тремя из перечисленных четырех критериев»
Исходя из этих положений, посмотрим на ситуацию с Украиной.
1. Как мы уже говорили, Малая Россия вошла в титул царя сразу с 1654 г. Тогда же была изготовлена и новая большая государственная печать.
2. Налогообложение в пользу царя предусматривалось статьями 1654 г., о чем мы будем подробно говорить в следующей главе. Однако на самом деле это не исполнялось, и даже в ХѴІІІ в. генеральная старшина в своем ответе на пункты Малороссийской коллегии (1722) заявила, что «за гетманства Богдана Хмельницкого жадных зборов в казну государеву не збирано».
3. Что касается судебной системы и законодательства, то в Жалованной грамоте Алексея Михайловича 1654 г. говорилось: «и судитись им велели от своих старших по своим прежним правам» 3. Попыток распространить общероссийское законодательство на Украинское гетманство не предпринималось вплоть до 1781 г. (если не учитывать планы ввести общеимперские законы в конце правления Петра I).
4. С вопросом об административном подчинении Украинского гетманства все значительно сложнее. Такое положение вещей отражало отсутствие единой концепции у московских властей касательно управления Украиной. Никакого отношения к Разряду, управлявшему внутренними делами Российского государства, Украинское гетманство не имело. Только в 1722 г. Петр I предпринял попытку создать Малороссийскую коллегию. Однако все эти попытки вплоть до окончательной ликвидации гетманского правления носили временный характер, вызывали множественные протесты, и лишь в 1781 г. на территорию бывшего Украинского гетманства была распространена система администрации Российской империи.
Таким образом, можно заключить, что только один пункт из названных В. Трепавловым имел место в отношении Украины.»
Источник.