Интересно, что вся риторика о национализме/фашизме родом из этих русских движений 1988/89 годов. Поле действия: Украина, страны Прибалтики, Молдова. Интердвижение (или Интерфронт) имело две основные идеи: сохранение СССР (дабы все осталось как было) и фиксация русского языка как государственного в этих национальных республиках (это даже шаг вперед в политике русификации). Быть русским в СССР было удобно - езжай куда пожелаешь и плюй на «аборигенов» и их язык. И уже в 1988 году стало очевидно, что эти «провинциальные аборигены», оказывается, хотят не просто остановить политику русификации, но и добиться отката «достижений» этой политики. Терять привилегированное положение русские не хотели. Утверждается, что был в этих движениях и такой фактор (цитирую Википедию):
По словам бывшего генерала КГБ Олега Калугина, Интердвижение в Эстонии и в других частях СССР было установлено по инициативе КГБ, в качестве противовеса Народным фронтам, воспринимаемым как националистические организации.
Приведу пару примеров по Эстонии. Ситуация в Эстонии была непростая, всего 62% титульной нации по состоянию на 1989 г. Вот как забавно описывается этнический состав этого Интердвижения:
Интердвижение не было построено на этнических принципах и имело среди своих сторонников этнических эстонцев. Тем не менее, из 742 делегатов первого съезда 5 марта 1989 года, было лишь 11 этнических эстонцев.
Как видим, ситуация полностью соответствует оценке того же И. Дзюбы, который уже в 1965 году понимал, что в СССР интернационализм это синоним слова русификация, а интернациональный - это русский. Само собой интернациональный это хорошо, а все что не интернациональное - националистическое, что, безусловно, очень плохо.
Так что движение было по сути русским. К примеру, Александр Дмитриевский, один из участников Интердвижения Донбасса тех лет, так его и называет:
Тем не менее мы вступили в неравную схватку с бандеровщиной, чтобы спустя почти четверть века над заполненными до отказа площадями Донецка прозвучало: «Россия! Россия!».
Сейчас модно говорить, что Донбасс не боролся, или боролся, но неправильно, или что он вообще был недостаточно русским. Как правило, эти слова звучат из уст критиков, которых ваш покорный слуга не может припомнить среди участников весьма малочисленного русского движения тех лет. Ведь русское движение в 1990-е годы было чрезвычайно слабым и разрозненным даже в самой России, терзаемой на части парадами суверенитетов и выставленной на торги семибанкирщиной. Это к тому, что, прежде чем раздавать упреки в чужой адрес, может быть, стоило бы спросить себя: «А где был я в те дни?».
Везде эти движения требовали фиксации навязанного республикам русского языка как государственного. Вот пример по Молдове:
Линия противостояния пролегла вокруг проектов законов о языке: «О статусе государственного языка МССР» и «О функционировании языков на территории МССР». Статья 35 второго проекта серьезно ограничивала возможности продвижения по службе из-за незнания государственного языка. В соответствии с 19-й статьей выпускники средних школ, ПТУ, техникумов и вузов должны были сдавать квалификационный экзамен на знание государственного языка.
...23 апреля Интердвижение провело свой митинг в легкоатлетическом манеже спорткомплекса «Молдова». Главные требования выступавших: два государственных языка, поддержать автономию гагаузов и болгар, провести референдум по вопросу о государственных языках (два или один). ИД предложило создать двухпалатный парламент (совет республики и совет национальностей), созвать съезд народов Молдавии для обсуждения политической ситуации.
А вот статья из какого-то донецкого сайта, еще за 2010 г. Вот как они описывают этот период:
«Группа обеспокоенных граждан» уже тогда заметила, что под общий шум разговоров о демократизации общества везде где можно тихой сапой протаскивают украинизацию - причём со специфическим, хорошо знакомым из истории душком. Особо пристальным вниманием украинизаторов уже тогда пользовалась гуманитарная сфера - литература, искусство, образование, наука. То есть всё то, что формирует мысли и взгляды самых широких кругов общества.
Источник.
Даже не стесняются признать, что против того, чтобы мысли и взгляды формировал украинский язык и взгляды. Там еще про борьбу с фашизмом и т.п. Можно назвати эти движения 80-х русской весной v1.
В тему:
«Жилищную проблему в городе Тарту можно легко решить, если выгнать всех русских…». Дружба народов в СССР. «Литва - литовцам, русские оккупанты, убирайтесь вон!», Долой Москву!», 1956 г.