Читаем дальше "Смыслы и ценности Русского мира (2010)" с соответствующего сайта. Оказывается среди сторонников русского мира попался один более-менее вменяемый, понимающий слабости выбранной линии. Владимир Малахов (ведущий научный сотрудник Института
философии РАН, доктор политических наук):
«
Но мы в России продолжаем думать, что постсоветские границы - искусственные, случайные, несуразный плод «Беловежского сговора». И ударяемся в реваншизм, как Затулин и его единомышленники. Однако непродуктивны не только подобные крайности, но и любые обертоны культурного шовинизма. Или того, что переживается как шовинизм. Чувства причастности к нации-государству, к обретенной государственности - с ними нужно обращаться максимально бережно. Здесь показана повышенная сенситивность. И ни в коем случае не слова и выражения, которые могут быть считаны как проявления шовинизма. Иначе к нам перестанут тянуться наши соседи из тех, что к нам еще тянутся.
»
«
Не нужно, чтобы Россия ассоциировалась с Московской патриархией, с людьми в рясах и клобуках - это воспринимается как антимодернистский проект.
»
Но он все равно сторонник Русского мира. Интересно, не поменялись ли его "либеральные" воззрения после 2014 года.
И как же без Степана Андреевича:
«
Эпизод второй: 2008 год, Ростов-на-Дону. В кулуарах научной конференции один убежденный украинский националист говорит: «Сейчас здесь дискутировали по поводу памятника Степану Бандере. А я бы предложил поставить памятник Константину Затулину, потому что если Бандера раскалывает украинское общество, то Затулин его объединяет. И даже те, кто совершенно индифферентен к судьбам украинской государственности, слушая Затулина, начинают чувствовать себя украинскими патриотами».
»
Это тоже интересное высказывание о ментальных проблемах русских:
«
"Алексей Кара-Мурза поставил вопрос: где находится Русский мир - там, где русская культура, или там, где правительство, которое контролирует территорию? Но сам подобный вопрос означает, что гражданская война у нас фактически еще не закончилась. Пять поколений спустя сохраняется деление на белых и красных - с взаимным отлучением от русскости. Значит, у нас еще не произошло то, что немцы называют Vergangenheitsbewältigung, «преодоление прошлого». И в этом направлении нужно работать".
»