Выставка современной фотографии
"Haunted: Contemporary Photography/Video/Performance" в Гуггенхайме удивила отсутствием фотошопных изысков. Вместо этого - инсталляции со вставленными, на мой взгляд, часто любительскими черно-белыми фотографиями, разнообразные коллажи по цвету и форме и эксперименты со временем открытия диафрагмы. Впечатление, что процесс пошел в обратную сторону совершенствованию, фотоаппараты настолько совершенные, что теперь снимать "красиво" - уже не впечатляет, главное, чтобы был заметен фотограф, а именно, индивидуальный почерк фотографа. Упрощение и концепция при этом приветсвуются. Аннонсированные произведения Раушенберга и Уорхола - были по одному, остальные фамилии мне малознакомы, за небольшим исключением двух или трех.
Ротонду украшали буквы Lawrence Weiner - "Earth to Earth Ashes to Ashes Dust to Dust" (1970). Я заметила, что его высказывания пользуются у музейщиков большой популярностью, на моей памяти в прошлом году была выставка его текстов в
Whitney Museum. К сожалению, в музее запрещается фотографировать, все фотографии, кроме первой, скопированы с соответствующей
страницы сайта.
Больше всего запомнилась инсталляция Christian Boltanski "Autel de Lycee Chases" (1986-87). Он использовал фотографии девочек - выпускниц еврейской школы г. Вена в 1931, увеличил их и представил вот таким образом -напоминание людям о жертвах Холокоста.
Интересным концептуальным замыслом озадачил Hiroshi Sugimoto "Tri-City Drive-In, San Bernardino" (1993). Кинотеатр, экран белым цветом несет в себе информацию о просмотренном фильме. Эффект получился из-за длительной экспозиии кадра, затвор был нажат в самом начале сеанса, а выключен - лишь после окончания фильма.
Фотографы Bernd и Hilla Becher снимали индустриальные объекты, в частности, одну и ту же водонапорную башню в течение нескольких лет, задокументировав, таким образом, все изменения, происходящие с этой башней. Idris Khan использовал их фотографии в своей работе "Homage to Bernd Becher" (2007), он наложил фотографии башни разных лет друг на друга, получив таким образом "концентрацию" памяти, связанной с башней.
Фотограф Gillian Wearing и "Self-Portrait at Three Years Old" (2004). В фотографию вставлены глаза взрослой женщины. Рамка - совершенно улетная.
Эксперименты с диафрагмой: Spencer Finch, "42 Minutes" ( 2005), название говорит само за себя. Заснеженная долина превращается в проем комнаты, снимается отражение в окне и с заходом солнца в отражении проявляется совсем другая картина.
Cady Noland. SLA #4. 1990. Фотография почему-то лежала на боку, хотя на сайте и расклеенных анонсах, она представлена так, как здесь, в более "традиционной ориентации". Что ж, ошибки возможны, год назад я выявила ошибку на сайте The Jewish Museum, написала им, они исправили, здесь же - мне больше понравилось "лежа", а поэтому обращать внимание музейщиков я не стала.
Привлек сюжет фотографии "Perpetual Photo" (1982-90) фотографа Allan McCollum, он фотографировал телевизор, фотографии потом сильно увеличивал. Что получалось:
Очень сомнительное, на мой взгляд, авторство Sherrie Levine " After Rodchenko 1-12" (1987-98). Как видно, фотографии Родченко в рамочках, детали фотографий составили коллаж.
Интересным показался перфоманс, а точнее 6 диафильмов фотографа Tacita Dean. Проецируемые на стену фотографии посвящаются композиции Джона Кейджа 4'33'': 6 перформансов - 6 исполнений, маэстро ничего не играет, а танцор ничего не танцует. Так задумывалось, в произведении нет ни одной ноты, соответственно, танец "исполняется" обездвиженно. Фотограф продолжил игру насмешников, предоставив "видео" этих бездейственных представлений.
Но самыми пронзительными для меня стали работы фотографа Sarah Charlesworth, представление об авторском праве эта женщина перевернула на 180 градусов. Она фотографировала газеты, например "The New York Times", текст замазывала, а оставаляла заголовок и фотографии на своих местах. Теперь её фотографии висят в музеях мира под, естественно, ее именем. Фотографии фотографий я копировать себе в блог не стала, но то, что при перефотографировании авторство переходит от первого фотографа к последнему, - в этом эта выставка меня убедила.