Термы (бани) императора Каракаллы (188 - 217 гг.) стоились 5 лет, в строительстве принимало участие ок. 9000 человек. Комплекс был закончен уже после смерти императора, активно использовался в течение 320 лет, после чего, в 537 г., после захвата Рима готами и разрушения ими водопровода, пришел в запустение.
1.
Это был огромный комплекс зданий, состоящий из банного корпуса - центрального здания с банями, открытым бассейном и 2-мя гимнастическими залами; окружающего банный корпус сада; и зданий по периметру сада культурно-развлекательного характера: библиотек, стадиона, магазинов, едальных и питейных заведений. Размер территории, занимаемой комплексом - 25 га. Это был 2-й по величине комплекс бань в Древнем Риме.
Бани были не только местом купаний, но и местом собраний и отдыха. Входная плата за вход в бани не взымалась или была символической, в разные периоды времени. Мыться разрешалось даже рабам. Мужчины и женщины мылись вместе, хотя в более раннюю эпоху, например, в Помпеях, мужчины и женщины мылись отдельно, были разные помещения для них. Банные процедуры также сопровождались эпиляцией путем выщипывания и смазыванием кожи ароматическими маслами.
2. Схема-реконструкция комплекса терм Каракаллы.
Воспользовавшись схемой, я опишу расположение залов в центральном корпусе, который занимали бани. С торцов здания, по поперечной оси, располагались 2 гимнастических зала (палестры). Помещения с водой имели определенную последовательность расположения один за другим: от открытого бассейна (на схеме ближе к нам), к залу с банями с холодной водой - фригидариуму (помещение в центре), затем к залу с банями с теплой водой - тепидариуму (небольшой переход между фригидариумом и купольным помещением), и, наконец, к залу с горячей водой кальдариуму (купольное помещение на противоложной стороне от бассейна). Кроме того, у входа в 1-й гимнастический зал (на схеме справа от нас, ближе к нам) были вестибюль и раздевалка; а на противоположной стороне, рядом с кальдариумом (дальше от нас), располагалась горячая сухая баня.
Помещение с банями с холодной водой (фригидариум) было самым большим, однако не следует думать, что оно было полностью заполнено водой. Сами бани представляли собой маленькие неглубокие бассейны, больше напоминающие фонтаны. Остальная территоря зала была занята под прогулочную площадку. Интерьер был богато декорирован мраморными плитами, колоннами, статуями, мозаиками и росписями. В средние века, почти все древнеримские постройки, не превращенные в церкви, стали использоваться, как каменоломни.
3. Реконстукция интерьера зала с плавательным бассейном и фригидариума.
Прежде чем перейти к фотографиям руин, хочу сказать несколько слов об императоре, построившем эти бани. Император Каракалла был жестоким императором. Он очень любил армию, и культивировал собственный имидж сурового, закаленного в боях воина. Это хорошо видно на бюсте из Капитолийского музея (см. ниже). Он был сыном императора Септимия Севера и при рождении получил имя Люциус Септимий Бассианус. Прозвище Каракалла было дано ему по названию галльского плаща с капюшоном, который он любил носить. Каракалла ел солдатскую еду, маршировал вместе со своими воинами и даже молол с ними муку. Прославился он, однако, не военными победами, а убийствами политических оппонентов, в том числе собственного брата Геты. Дабы повысить свою популярность в народе, Каракалла и построил бани, самые большие на то время. Но ему это не помогло, он был убит своим охранником в возрасте 29 лет.
4. Бюст император Каракалла.
5. Вход в гимнастический зал: вестибюль.
6. Гимнастические залы (палестры) были абсолютно идентичны. Это один из них, я его назвала условно - 1-й. О мозаике на полу я скажу позднее.
7. Он же, с противоположной стороны.
8. Полукруглая апсида (экседра) в центре гимнастического зала ведет в фригидариум. Здесь была найдена знаменитая мозаика с атлетами и судьями (фото N43).
9. 9-12: 2-й гимнастический зал. Сохранился немного лучше.
10.
11. Ряд отверстий в стене указывает на работу добытчиков мрамора, более глубокие отверстия выше свидетельствуют о наличии здесь в древности 2-го этажа.
12.
13. Раздевалка.
14.
15. Помещение, где располагался бассейн (олимпийского размера), крыши не было. Над ним были закреплены 2 больших медных зеркала, которые направляли свет на воду и подогревали бассейн. Кроме того, имелся подземный обогрев. Для нагрева воздуха в конструкции бань в стенах и под полом предусматривались специальные каналы, по которым поднимался горячий воздух.
16. Ниши, в которых стояли статуи. Также видно, где были колонны.
17. Водопроводные отверстия разной формы, по которым вода заливалась в бассейн и вытекала из него.
18.
19. Сохранились мраморные плиты с отверстиями для игры.
Как я уже говорила, водные помещения соединялись друг с другом в определенной последовательности. Плавательный бассейн соединялся с фригидариумом. Далее можно было пройти в тепидариум и кальдариум. По поводу тепидариума именно в этой бане существуют разногласия был ли он там или нет. Однако большинство римских бань построено по этому принципу.
20. Фригидариум - самое богато декорированное помещение с несколькими бассейнами и прогулочным пространством, размером больше Базилики св. Петра. В нем люди встречались и беседовали. Был бочковой свод и колонны, которые потом унесли в в церковь в Трастэвере (район Рима). После того, как колонны убрали, свод рухнул. Потом, по образцу этого помещения, была построена Базилика Максентиуса, и после - Пенстейшен в Нью-Йорке.
21. Вид из фригидариума в сторону бассейна. Здесь была одна из бань с холодной водой.
22. Вид из фригидариума в сторону тепидариума и кальдариума. Кальдариум в древности имел купол, который поддерживало восемь пилястров, сейчас от него остались высокие руины.
23. Остатки кальдариума (вид с противоположной стороны в сторону тепидариума).
24. Остатки зала сауны слева от кальдариума.
25. Еще несколько живописных картинок.
26.
27. Немного подробнее о мозаиках. Повсюду разбросаны фрагменты, оставшиеся после обрушения 2-го этажа.
Это был пол 2-го этажа.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34. Мозаики наземного этажа сохранились лучше. Некоторые залы почти не тронуты и это дает представление, как они выглядели во времена Древнего Рима. Мозаика на фотографии ниже найдена в гимнастическом зале и перенесена в Ватиканский музей. К сожалению, я ее видела только снаружи музея, в тот день, когда я была в музее, этот зал был закрыт.
35. Другие сохранившиеся фрагменты. Обратите внимание, насколько много вариантов рисунка, при том, что это только небольшая часть из всего, что сохранилось.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42. Здание библиотеки. В нишах находились свитки.
43. Остатки торговых рядов. Где-то рядом был храм Митры и водяная мельница.
44. А это артуорк на тему Древнего Рима.
45. Вдали остатки акведукта.