Спасибо всем, кто отреагировал в прошлый раз. Я прошу прощения, что не ответила на комментарии, но надеюсь на понимание. Проблема была в лимите объема, который бесплатный фотобакет позволяет транслировать на другие сайты, и когда количество просмотров превысило этот лимит, он отключился. Акканунт на яндексе я открыла, но со старыми постами эта проблема может повторяться.
_______________________________________
Продолжение музея азиатского искусства (#6): п-ов Индостан и Гималаи.
Пожалуй, из всех религий, дхармические религии (т.е. сформировавшиеся на полуострове Индостан) наиболее фантастичны и сложны. Однако, например, только индуизм исповедуют более 1 млрд. человек, что делает ее третьей по числу последователей религией в мире после христианства и ислама. И это при том, что она не ставит людей, одинако соблюдающих, в равное положение, не изменяет кастовую принадлежность и люди не могут преодолеть карму в своем поколении. Карму можно "очистить" соблюдением праведного образа жизни, но путем череды реинкарнаций. Для меня удивительно, что при такой несправедливости и многофакторности эта религия имеет столько приверженцев.
1.Celestial dancer, India, 12th century.
Индуизм называют древнейшей в мире религией, поскольку она он вобрала в себя традиции предшествующих религиозных систем: ведийскую, хараппскую, дравидийскую. Например, из ведийских моральных принципов индуизм перенял 4 цели человеческой жизни, следование которым должно удовлетворить все физические, эмоциональные и духовные нужды человека. Это кама (физическое и эмоциональное удовлетворение), артха (статус и материальное благосостояние), дхарма (добродетель) и мокша (спасение), и именно поэтому индуистские храмы наполненны не только духовными образами богов, но и танцовщицами, музыкантами, интимными сценами.
В индуизме множество богов и их воплощений. Также существует высшая категория всего сущего (Брахман) - надличностное понятие, предстающее в форме одного или нескольких богов, чаще всего в виде т.н. индуистской троицы (тримурти) - целого, имеющего 3 сущности: Брахму (бога Создателя), Вишну (бога Хранителя) и Шиву (бога Разрушителя). Боги могут быть и самостоятельными богами, как например, Шива. В этом случае он выполняет функции как разрушения, так и созидания. Шива, Вишну и Шакти - наиболее популярные боги. Вишну имеет 10 основных воплощений (аватар), в т.ч. Кришны и Рамы. Шакти - одна из основных дэви (богинь) - Богиня-Мать (женский аспект Шивы). Сурья (бог Солнца), Ганеша (бог мудрости и благополучия) и Сканда (бог войны) почитаются, в основном, в единстве пяти божеств, вместе с Шивой, Вишну и Дэви. Истории о богах и мироздании изложены в священных текстах на санскрите, среди которых Пураны (канонические писания) и, более известные европейцам, древнеиндийские эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна". А еще в Индии есть джайнизм, сикхизм, тантризм, родственные им религиозные течения. Буддизм также зародился в Индии, а в средние века в поздних индийских Пуранах Будду также включили в аватар Вишну. Поэтому неудивительно, что культура Индии пронизанна символами как предшествующих цивилизаций, так и индуизма, и буддизма.
Индийское искусство мне нравится, особенно индуистская скульптура - изящная, полная гармонии и чувственности. Тантрические скульптуры наделены повышенной экспрессией, и я бы даже сказала, эротичны (я когда-то об этом писала
http://tiny-rat.livejournal.com/212093.html, но это имхо).
2. Lion Head, 2nd century, Satavahana dynasty, India
Limestone
Лев - символ рода Шакьев, к которому принадлежит Будда Шакьямуни. Поэтому на буддистских объектах он присутствует часто. В данном случае он стоял на ступе и выполнял функцию стража веры.
3. Nandi, 12th century, Chola dynasty, India
Bronze
Священный бык Нандин, на котором ездит Шива. Он имеет характерный горб, лежит на лотосе и украшен бусами, что говорит о его божественном статусе. Иногда его почитают как самостоятельное божество.
4. Throne Leg, 13th century, Eastern Ganga dynasty, India
Ivory
Трон в виде Гаджасимха - мистического животного с головой слона и телом льва. Он несет функцию стража, и перешел в индуизм из древних народных поверий.
5. Seated Ganesha, 12th-13th century, Hoysala dynasty, India
Chloritic schist
Ганеша - бог с головой слона и телом человека, популярный бог. Его благословение приносит удачу и преуспевание.
В народном фольклоре существует много версий, почему у него слоновья слона. По одной из них, Ганеша лишился головы от руки собственного отца, бога Шивы, когда тот, после отсутствия, желая зайти в покои к супруге, увидел там Ганешу. Шиве что-то показалось и он в гневе отрубил Ганеше голову. Но супруга рассердилась и отказалась допускать к себе Шиву до тех пор, пока он не исправит положение. Тогда Шива, не долго думая, оторвал голову проходящему слоненку и приставил ее к сыну. Чудеса индуистской трансплантации - мечта медицины будущего.
6. From a copy of Kalpasutra: Kalaka with Sakra Revealed, 15th century, India
Opaque watercolor and gold on paper
Было представлено несколько страниц из Калпа Сутра - священной книги джайнов, последователей джайнизма.
Джайнизм - дхармическая религия, основанная в 6 в. до н. э. проповедником Джиной Махавира. Вероучение основывается на принципе ненасилия и отсутствия ненависти к творящим зло (Ахимса), и вере в воздаяние в будущем. Однако, в отличие от других религий, принцип ненасилия настолько строг, что, например, адепты, придерживаясь его, должны даже подметать перед собой дорогу, когда идут, чтобы, не дай бог, не наступить на букашек.
Согласно джайнизму, мир никто не создавал, он вечен, существует и развивается по закону круга. Время движется, как колесо, все начинается заново, когда заканчивается очередной цикл. При движении мир проходит 2 полуцикла: период роста и затухания. В каждом цикле рождаются люди, которые достигают духовного просветления благодаря аскезе и становятся примером - Тиртханкарой. В книге "Калпа Сутра" описывается биография Тиртханкар.
Далее, я выделила только иллюстрации.
Характерной особенностью джайнистского искусства являются выпученные глаза, настолько выпученные, что кажется, что это очки.
7, 8. From a copy of Kalpasutra
9. Folio from the Ramayana of Valmiki (Persian translation): Hanuman Brings the Mountain of Healing Herbs. Zayn al'-'Abidin, 1597-1605, Mughal dynasty, India
Opaque watercolor, ink, and gold on paper
Сцена из Рамаяны: Хануман с горой целебных трав. Хануман - обезъяноподобное существо, сын Бога ветра и одиннадцатое воплощение Шивы. Он помогает Раме (Вишну в облике человека) спасать его жену Ситу, похищенную царем Ланки Раваной. Когда надо было принести для раненного брата Рамы (Лакшмана) целебных трав, Хануман, не имея времени на разыскивание нужной травы, принес весь холм целиком.
10. Folio from the Ramayana of Valmiki: Rama and Laksmana Confront the Demons Marica and Subahu, Mohan, 1597-1605, India
Opaque watercolor, ink, and gold on paper
Сцена из Рамаяны: Рама и Лакшмана противостоят демонам. Лакшмана - младший брат Рамы. Помимо зелёных человечков, существуют еще рыжие с зелёными глазами.
11. Drunk European seated on ground, Basawan, 1580-1585, Mughal dynasty, India
Opaque watercolor and gold on paper
Так выглядели европейцы в глазах местных жителей в 16 в. Интересно, а что сейчас.
http://www.asia.si.edu 12. A Royal Entertainment, Attributed to Sur Das, 1600, Mughal dynasty, India
Opaque watercolor, ink and gold on paper
Король развлекается. Почему-то у него мокрые подмышки. А нет ли тут гомосексуализма? :)
13. Adoration of the Christ Child, ca. 1630, India
Opaque watercolor and gold on paper
Забавный рисунок, такого "Поклонения волхвов" я еще не видела.
http://www.asia.si.edu/ 14. Women bathing in a lake, 18th century, Mughal dynasty, India
Color and gold on paper
Девушки плескаются в пруду. Для 18 в. выглядит очень откровенно.
http://www.asia.si.edu 15. Pen Box, 1587, Mughal dynasty, India
Lacquered teakwood and mother-of-pearl
Индийское ремесло инкрустации не уступает мусульманскому.
Древний Афганистан.
В истории Афганистана исламскому периоду предшествует буддизм, перед ним был эллинистический период, а еще раннее персидский.
16. Руины греко-бактрийского города Ай-Ханум (Александрии Оксианской) на старых фото. По ссылке - цифровая реконструкция города
http://www.cemml.colostate.edu/cultural/09476/images/afgh02-06-19-800w.jpg.
17.
Буддизм наложился на остатки греческой культуры. Слияние греческого и индийского особенно хорошо заметно в т.н. гандхарском стиле скульптуры (по историческому названию области, где было царство Гандхара, и где сливались торговые пути из Индии, западной Азии и Рима). Я когда-то показывала похожие экспонаты из Кабульского национального музея (
http://tiny-rat.livejournal.com/161303.html). Ниже несколько экспонатов в этом стиле.
18. 18 - 23: Scenes from the life of the Buddha, late 2nd-early 3rd century, Kushan dynasty, Pakistan or Afghanistan
Stone
Будда - единственный человек во всех религиях, который достиг наивысшего уровня почитания (коммунизм не в счет), будучи не богом, а учителем. Но когда мы говорим о будде, мы обычно говорим о последнем Будде Шакьямуни, который 7-й по счету, но не последний. Считается, что он жил в 6 или 5 веке до н.э. в Индии, а следующим буддой будет Майтрея. Майтрея сейчас ботхисаттва. Он и ботхисаттва Авалокитешвара являются двумя лидерами в выполнении миссии пробуждения сознания всех существ с момента смерти последнего будды и до рождения нового. Напомню, что бодхисаттв много, они тоже достигли просветления, но отказались уходить в нирвану с целью спасения живых существ. Кроме них, так же как и в индуизме, в буддизме много богов. Но боги в буддизме - существа более могущественные, чем человек, но также смертные. После смерти бог может реинкарнировать в человека. С другой стороны, любой человек, если он правильно жил, может реинкарнировать в бога. Наиболее популярные боги - Джамбала (бог богатства и фортуны), Васудхара (богиня мудрости) и Лхамо - защитная богиня города Лхаса, бывшей столицы Тибетского государства.
Известная буддистская сцена - рождение Будды Шакьямуни.
Царица Маха Майя родила будущего Будду через 10 месяцев после того, как он был зачат. В день зачатия он явился к ней во сне в виде белого слона с 6-ю белыми бивнями, который вошел в ее правый бок, и когда пришёл срок рожать, ребёнок действительно появился из бока. Различные историки говорят, что мать Будды умерла при его рождении или через несколько дней. Ребёнка воспитала ее младшая сестра. Мальчику дали имя Сиддхаттха Гаутама ("тот, кто достигает своей цели"), а Буддой, дословно "пробудившимся", он стал в 35 лет, когда узнал истину (драхму) и достиг всезнания.
Маха Майя опирается на саловое дерево, держась правой рукой за ветки. С обеих сторон боги, помогающие родам. Например, слева бог Индра (царь богов и повелитель небесного царства) держит пелёнки. На рельефе должна быть сестра Маха Майи Маха Паджапати, которая вырастила Будду. Она обычно слева, но я не уверенна.
19. Пробуждение.
После решения оставить жену и сына жизнь во дворце и 6 лет монашеских скитаний ради постижения причин человеческих страданий, Сиддхаттха понял, что истязание тела не приводит к цели, и тогда он сосредоточился на углубленном размышлении. После 49-дневной медитации у священного Фикуса Будда достиг Пробуждения. Бог-искуситель Мара не смог помешать ему, воины Мары попадали у его ног. Поза Будды имеет сакральный смысл: Будда касается земли, как бы призывая ее в свидетели. Этот жест является символом пробуждения.
20.
21. Проповедь Будды.
Свою первую проповедь после пробуждения Будда прочел в Оленей Роще (Сарнатх). Он изложил истины о причине страданий, и что путем отказа от желаний можно достичь состояния, в котором страдания больше нет - нирвану. Этот момент считается "поворотом Колеса закона", на постаменте Будды изображены олени и колесо. Здесь Будда как-бы успокаивает присутствующих, но обычно в первой проповеди его изображают в жесте касания большого и указательного пальцев, что тоже является символом поворота колеса закона.
22. Уход в нирвану.
В возрате 80 лет Будда оставил свое земное тело и ушел в нирвану. Внешне это выглядит как смерть, но это, напротив, бессмертие, т.к. Будда освободился от круговорота смертей и рождений. Символом нирваны является положение Будды на боку. Рядом с Буддой в нирване также принято изображать саловые деревья.
23.
24. Саловое дерево (Shorea robusta). Мне оно
когда-то понравилось в Камбодже.
25. Head of the Buddha, 3rd century, Kushan dynasty, Pakistan or Afghanistan
Schist
Ушниша - выпуклость на макушке головы - символ просветления. Её обычно принимают за пучок волос, но это неправильно. Ушниша, тилака ( метка между бровями) и большие уши - обязательные атрибуты Будды.
26. Head of a Bodhisattva, 3rd-5th century, Unidentified Indian, Afghanistan
Stucco with traces of pigment
Сразу видно, что это не будда - бодхисаттва, хотя у бодхисаттвы тоже может быть тилака. Кроме того, у бодхисаттвы всегда есть украшения, от которых будда отказался.
Гималаи.
Несколько экспонатов с гималайского региона, через который проходили торговые пути между Индией и Китаем, соответственно, искусство гималайских народов было подвержено их влиянию. Наиболее обособленно развивающимся государством, из-за расположения в самой гористой части гряды, был Непал. Он также оказывал влияние на соседние страны. В зависимости от географии и периода времени, диапазон стилей искусства варьирует от типично индийского, китайского и непальского, до полного смешения, например, форма скульптуры индийская, а драпировка одежд китайская. В религии, помимо традиционного буддизма, распространен тантризм - форма буддизма со значительным компонентом индуизма. Тантра - метод постижения Бога через познание природы. Единение с Богом достигается через мирскую деятельность: медитацию, тренировку тела, физиологию.
Особенно красивыми считаются бронзовые скульптуры, наиболее ранние из которых датируются 11 - 12 вв. В Тибете любили золотую скульптуру. Для этого на бронзу наносили смесь золота и ртути и обрабатывали жаром, в результате чего последняя испарялась. Типичным является декоративная насыщенность, раскрашивание и инкрустация драгоценными камнями поясов, браслетов, тиары (украшения для головы) и других аксессуаров. Многие скульптуры делались в Непале для других стран.
27. Bodhisattva, Attributed to Nepalese artist, 13th century, Yuan dynasty, China
Lacquer, cloth, traces of blue, gold, and green paint, and gold leaf
Непальский мастер был приглашен в Китай и эта скульптура сделана им в лаковой технике, характерной для Китая. Однако более часто скульптуры вырезались из цельного куска древесины, как ниже.
28. 28 -29: Bodhisattva White Avalokiteshvara (Amoghapasha Lokeshvara), 14th century, Malla dynasty, Nepal
Polychromed wood
Деревянная скульптура ботхисаттвы Авалокитешвары. В Непале почему-то особенно популярен Белый Авалокитешвара.
29
30. Jambala, 13th century, Western Tibet
Bronze with traces of pigment
Джамбхала (одно из имен Вайшраваны) - буддистский бог - воплощение Авалокитешвары, которого Брахма приравнял к богам Небес, сделав его главным из 4-х небесных правителей, хранителем севера и скрытых в земле сокровищ. Джамбхала - дарователь богатства и фортуны. Также его называют правителем "Неба, оберегающего простых людей от травм", считая защитником от болезней и препятствий.
Здесь не видно, но в левой руке он держит мангуста Накула, который изрыгает поток драгоценностей, а в правой - у него лимон. И то и другое - эмблемы богатства.
31. Bhairava, 15th-16th century, Unidentified Nepalese, Nepal
Gilt copper repousse with pigment
Бхайрава - разрушительный и ужасный аспект бога Шивы. Согласно индийской мифологии, бог Вишну спросил у бога Брахмы кто создатель во вселенной, и Брахма ответил, что он. Тогда Шива разозлился и превратился в Бхайраву. Брайрава отрубил Брахме одну из 5-ти голов и после этого у Брахмы осталось 4 головы, а Бхайрава часто изображается с отрубленной головой Брахмы.
Три лица с выпученными глазами, клыки, 6 размахивающих оружием рук, священный шнур (упавита) в виде змеи, на поясе - шкура тигра, а красно-желтый передник сделан из человеческих костей. Все это должно ужасать.
Особенно это вызывает ужас, если знать, что это один из главных богов Непала.
Предыдущие посты.
1. Япония.
2. Китай.
3. Древний Иран.
4. Исламский отдел.
5. Керамика Кхмерской империи и средневековой Кореи.
Upd. Старые посты опять не видны...