Керамика Кхмерской империи и средневековой Кореи.
Кхмерская империя - государство на територии Индокитая, существовавшее с IX по XV вв, преемственницей которого является Камбоджа, а также, частично, Таиланд, Вьетнам и Лаос. Наивысшего развития империя достигла в XII веке в периоды правления королей Сурьявармана II и Джайявармана YII. Короля Джайявармана YII кхмеры даже почитают наравне с Богом, потому что он построил наибольшее количество храмов за всю историю Камбоджи - практически весь Ангкор-Тхом, за исключением Ангкор Вата, который построил Сурьяварман II. О храмах и особенностях культуры кхмеров я подробно писала здесь -
http://tiny-rat.livejournal.com/47155.html, но, пожалуй, керамика кхмеров наименее известна, что незаслуженно.
В музее есть несколько экспонатов кхмерской керамики Ангкорского периода. Все они умилительно симпатичны.
Характерной чертой этой керамики является простота. Это почти всегда превалирование формы над декоративностью, и почти всегда приземистость и тяжеловесность. Большинство сосудов монохромные землистых оттенков, но встречаются и почти белые, и трехцветные. Для обжига использовалась прессованная глина с высоким содержанием железа и песка, что делало ее легко обрабатываемой и очень прочной. Вначале делали неглазированную керамику, потом стали покрывать глазурью. Форма - либо зоо- или антропоморфная, либо напоминает кхмерские храмы с декорированием верхней части сосуда или крышки, подобно тому, как храмы строились на возвышении, в соответствии с представлением о мифической горе Меру. Зоо- и антропоморфные формы достигались с помощью небольших выступающих деталей. Доминирующим назначением сосудов было ритуальное, однако из-за простоты формы многие сосуды использовались в быту.
Анималистические сосуды ассоциировались с верованиями в сверхестественные существа, каждое изображенное существо является символом.
1. Lime-paste jar in form of a bird, 11th -12th century, Angkor period, Cambodia or Northeast Thailand.
Stoneware with wood-ash glaze (
http://www.asia.si.edu).
Angry bird Сосуд в форме птички.
2. Lime-paste jar in form of a frog, 12th -13th century, Angkor period, Cambodia or Northeast Thailand.
Stoneware with iron glaze
В форме лягушки
http://www.asia.si.edu 3. Vessel in form of a conch shell with zoomorphic face, 11th -12th century, Angkor period, Cambodia or Northeast Thailand.
Stoneware with wood-ash glaze
В форме раковины, с мордой на выступе. В индуизме раковина (шанкра) является одним из аттрибутов бога Вишну (бога Вседержителя). Назначение ритуальное.
http://www.asia.si.edu 4. Figure of a bird, 11th -13th century, Angkor period, Cambodia or Northeast Thailand.
Stoneware with iron pigment under wood-ash glaze
В форме птицы
http://www.asia.si.edu 5. Pouring vessel in the form of a caparisoned elephant, with a spout on the shoulder, 12th -13th century, Angkor period, Cambodia or Northeast Thailand.
Stoneware with iron glaze
В форме слона
http://www.asia.si.edu 6. Lime-paste jar in form of a rabbit, with lid, 11th -12th century, Angkor period, Cambodia or Northeast Thailand.
Stoneware with iron pigment under wood-ash glaze
В форме зайца
http://www.asia.si.edu 7. Gourd-shaped bottle in the form of a bearded ascetic holding a lotus, 12th century, Angkor period, Cambodia or Northeast Thailand.
Stoneware with iron glaze
В форме бородатого человека (божества?), держащего лотос
http://www.asia.si.edu 8. Gourd-shaped bottle in form of a worshipper; neck missing, lid a modern addition, 12th -13th century, Angkor period, Cambodia.
Stoneware with iron glaze
"Молящийся" сосуд
http://www.asia.si.edu 9. Ewer with two-color glazing, broken neck, 11th -13th century, Angkor period, Cambodia or Northeast Thailand.
Stoneware with iron and wood-ash glazes
Сосуд с головой на крышке
http://www.asia.si.edu 10. Bottle with four male faces above four female torsos with outstretched hands, 12th -13th century, Angkor period, Cambodia or Northeast Thailand.
Stoneware with iron pigment under wood-ash glaze
Сосуд в форме ступы с антропоморфными элементами (лицами и руками)
http://www.asia.si.edu 11. Bud-shaped jar, 11th -12th century, Angkor period, Cambodia or Northeast Thailand.
Stoneware with iron glaze
Сосуд -ступа
http://www.asia.si.edu 12. Bottle (pastiche) with unrelated lid, 11th -13th century, Angkor period, Cambodia or Northeast Thailand.
Stoneware with wood-ash and iron glazes
Бутыль с крышкой ввиде ступы.
Форма бутыли свидетельствует о китайском влиянии.
http://www.asia.si.edu Корейскую керамику XII - XIV вв (периода государства Корё) можно назвать антиподом Ангкорской керамики того же периода, даже не потому, что она абсолютно непохожа, а в том смысле, что очень трудоёмка.
Корейская керамика больше похожа на китайскую, изящна и декоративна. Корейцы уделяли повышенное внимание узорам и редко ограничивались росписью. Более популярной была отделка шликером и инкрустацией ("саггам"). "Саггам" - характерная особенность средневековой корейской керамики, представляет собой заполнение вырезанного узора глиной другого цвета, до середины XIII века вручную, позже - с помощью трафаретов. Шликер-резные детали создают характерный выпуклый рисунок. Корейская керамика до XIV века имеет зеленовато-серый оттенок из-за того, что изделия покрывали селадоновой глазурью. C XV века появилась мода на убористую белую инкрустацию с помощью трафаретов (Buncheong ware), при которой получалось преобладание белого цвета. С одной стороны, белая посуда считалась красивой, с другой, техника изготовления была проще, с 3-й - в Корее изменилась политическая ситуация. Так или иначе, но традиционное ремесло корейской селадоновой керамики ушло в прошлое.
Несколько образцов.
13. Cup stand, Ewer, Two oil bottles, Box with cover, 12th-13th century, Goryeo period, Korea
Stoneware with white and black inlays under celadon glaze
Сосуды необычной формы на переднем плане: слева - подставка для чашки, справа - вазочки для волосков, смоченных ароматическим маслом.
14. Bowl stand, first half of 12th century, Goryeo period, Korea
Stoneware with celadon glaze
15. Wine ewer in the form of a melon, second half of 12th century, Koryo period, Korea
Stoneware with black slip inlaid in reserve under celadon glaze
16. Bottle with carved and incised design of two phoenixes and peony vinescrolls, mid 12th century, Goryeo period, Korea
Stoneware with celadon glaze
17. Bottle, 12th century, Goryeo period, Korea
Stoneware with black and white slips under celadon glaze
Темный цвет делали "под бронзу".
18. Bottle, first half of 12th century, Goryeo period, Korea
Stoneware with iron pigment under celadon glaze
19. Bowl with molded and carved lotus decoration, 12th-mid 13th century, Goryeo period, Korea
Stoneware with celadon glaze
20. Water bottle, late 12th - early 13th century, Goryeo period, Korea
Stoneware with white and black inlays under celadon glaze; bronze repair
Эта форма сосуда пришла из Индии, где она называется "кундика" (kundika) и используется буддистскими монахами для воды для ритуального бритья головы. В Корее такие сосуды использовали в быту.
21. Water bottle (kundika or jeongbyeong), first half of 13th century, Goryeo period, Korea
Stoneware with white inlay under celadon glaze
22. Dish with inlaid decoration, mid 13th century, Goryeo period, Korea
Stoneware with white and black inlays under celadon glaze
23. Bowl with design of phoenixes and peonies, first half of 14th century, Goryeo period, Korea
Stoneware with white and black inlays under celadon glaze
24. Bottle with inlaid design of willow trees and reeds, second half of 14th century, Goryeo period, Korea
Stoneware with white and black inlays under celadon glaze
Также о музее:
1. Япония.
2. Китай.
3. Древний Иран.
4. Исламский отдел.