Индейцы 7. Мезоамерика 6. Искусство индейцев 7-16 вв.

Jan 13, 2013 11:01

Рискну показаться занудой, но чувствую что, если я не напишу это сейчас, то уже не допишу это никогда.

Мезоамерика 6. Искусство индейцев 7 - 16 века - веракрус, верагуас, никойя, мицтеков и ацтеков (Мексика, Коста-Рика, Панама).


Я сейчас читаю М.Стингла "Тайны индейских пирамид", очень интересно. Обо всем, конечно, не напишешь, но вот, например. Вы когда-нибудь задумылась что, когда вы едите шоколад, вы поедате деньги индейцев майя, а позже тольтеков? Оказывается, платежным средством майяско-тольтекских городов были бобы какао. Причем, умельцы подделывали майяские деньги глиняными шариками. Вину "фальшивомонетчиков" определяли в суде, а вот как их наказывали зависило от воли потерпершего.

Майя завоевали тольтеки. Ко времени испанского завоевания тольтеки были известны больше, чем майя, и им приписывалось культурное наследие майя. Дело в том, что в государствах майя не было хорошей боевой подготовки, и большинство населения в захваченных государствах составляли майя. Завоеватели переняли от своих подданных черты материальной и духовной культуры, строили величественные пирамиды и обсерватории, однако акценты сместились. Вместе с завоевателями к майя пришли новые боги и новые порядки, которые приобретают милитаризированные черты. Культ жертвоприношений тольтеков считается одним из самых жестоких: жертвы отправлялись к богам не с целью их умилостивить, а в знак особой любви к самим жертвам. В пантеоне богов основными становятся Пернатый змей, Венера и Тлалок.

1) Честно говоря, после искусства майя все кажется местечковым.


2) Тольтекский сосуд, с одной стороны, напоминает искусство майя, с другой - ацтеков. Культуры разных народов региона постепенно перемешиваются и теряют уникальность.


3) Некоторые экспонаты я не идентифицировала, т.к. их нет на сайте.
Тольтеки (?), ацтеки (?), майя (?)


4) "Римские" профили (тольтеки? майя?).


Другие народы.
5) Late Classic, Veracruz.
Wheeled animal whistle in the form of a jaguar, A.D. 600-900.
Ceramic with buff-colored slip. Gulf Coast, Veracruz, Mexico.

Детская игрушка. Скоре всего, изображен детеныш оцелота. Колеса на детских игрушках - единственные колеса в мезоамерике. Больших колес не найдено. Возможно, это потому что у индейцев не было тягловых животных и они не догадывались, что и из больших колес можно также извлекать пользу. Не приходило им в голову запрягать своих лам. Интересно, что эту игрушку можно было не только возить, но еще можно было в нее свистеть (это свисток).


И небольшое отступление.
Я не устаю поражаться насколько мы, люди, одинаковые. Выше были "римские профили", а теперь, посмотрите, я собрала игрушки 3-х разных эпох, 3-х континентов, 3 цивилизаций - но как они похожи!

6) Трипольская культура/культура Кукутени/Кукутень-Трипольская (существовала в 6 - 3 тысячелетие до н.э. на территории Украины, Молдовы и Румынии), игрушка-корова, 3950-3650 гг. до н.э., керамика.


http://www.imagoromae.com

7) Еврейская игрушка в виде барашка, 1150-586 гг. до н.э., керамика.


http://www.civilization.ca

И никто друг у друга не заимствовал. Не прелесть ли?

8) Early Postclassic, Veracruz.
Standing Figure of Xipe Totes, A.D. 900-1200.
Ceramic with chapopote (black tar). Veracruz, Mexico.

Можно удивиться и подумать, что на фигуре в комбинезон со сложными рукавами, переходящими в перчатки с нашивками, в виде ногтей. Но это не ткань -  это человеческая кожа. Изображен бог Шипе-Тотек, буквально - бог с содранной кожей. Человеческие волосы были прикреплены к его разрезанной голове. Впоследствии этот бог перешел к ацтекам. У ацтеков был фестиваль Шипе-Тотека, когда в течение 20 дней их воины носили содранную кожу побежденных врагов, пока эта кожа не сгнивала.


9) Veraguas.
Parrot, A.D. 800-1200.
Pale gray and green mottled stone. Panama.

Каменный попугай.


10) Nicoya.
Jaguar effigy vessel, A.D. 800-1200.
Ceramic with polychrome slip. Nicoya peninsula, Guanacaste, Costa Rica.


11) Postclassic, Eastern Nahua - Mixtec.
Rim of tripod olla (jar) with Hill of Turkey place sign, ca. A.D. 1450.
Ceramic with polychrome slip. Probably Oaxaca, Mexico.

Восточный нахуа (что вижу, то и пишу) - народ, родственный ацтекам.


12) Postclassic, Mixtec.
Vase in form of a jaguar, A.D. 1200-1500.
Fine red ceramic with white, orange, red and black slip. Oaxaca, Mexico.


13) Late Postclassic, Eastern Nahua.
Bowl with image of Xochiquetzal, ca. A.D. 1500.
Ceramic with orange and dark red slip. Central Mexico, Puebla, Mexico.

Чаша для напитков с изображением богини Шочикетсаль, что означает цветок (шочи) и птица Кетсаль, по другой версии богиня Чалчиутлике, или "нефритовая юбочка". На голове богини - инструмент для выпускания крови и драгоценный камень, с выходящим из него дымом.


Об ацтеках надо бы написать отдельно, потому что огромный пласт. С другой стороны, именно о них писать и не хочется. Во-первых, это, пожалуй, самый жестокий индейский народ, во-вторых, они просто объединили все достижения культуры на тот период времени у разных народов, и их этно-уникальность, грубо говоря, выражается в их мастерстве. Но пару слов все же надо написать.

Ацтеки пришли в регион с севера от Мехико примерно в 1200 г. и в течение последующих 200 лет создали Империю Ацтеков, расцветом которой считается начало 15 века. Столица империи - Теночтитлан - была основана в 1325 г. на территории современного Мехико, на месте острова на озере, которое впоследствии засыпали испанцы. Остров соединялся с землей мостом, в то же время, столица была укреплена естественным барьером. К концу 1400-х, в Теночтитлане проживало 60000 человек. Чтобы обеспечить себя едой, ацтеки создавали искусственные острова и выращивали на них кукурузу. Также, ацтеки практковали жестокое налогообложение покоренных народов.
Ацтеки были воинственными и этого требовала их религия. Ацтеки верили во множество богов (я уже упоминала Кетцалькоатля (пернатого змея), Шипе-Тотека, бога кукурузы, богов солнца, дождя, ветра, войны и т.д.) и считали, что каждый бог требует человеческие жертвы для того, чтобы поддерживать жизнь других. Предполагалось, что жертва при этом выполняла функции курьера. Также предполагалось, что она должна просить богов за благосостояние ацтеков.

14) Late Postclassic, Aztec (Mixtec - Popoloca).
Kneeling old woman, ca. A.D. 1500.
Volcanic stone. Huahuapan, Central Mexico, Oaxaca, Mexico.

Как и другие индейские народы, ацтеки делали небольшие скульптуры, керамические и из камня. Скульптуры раскрашивали, также, возможно, одевали в одежду из ткани или другой нестойкий материал.


15) Late Postclassic, Aztec.
Crouching figure wearing a loin cloth, ca. A.D. 1500.
Gray volcanic stone. Central Mexico, Mexico.

Обычно их скульптуры в статичных позах, за исключением, пожалуй, этого поворота головы.
Этот поворот головы, как я могу судить, пришел от тольтеков, от фигуры тольтекского посланца богов Чак-Мооля. Его можно назвать "тольтекско-ацтекским", с учетом того, что он повторяется в разных вариациях. Почему тольтеки, а затем ацтеки изображали людей в таких странных позах - неясно, но эта скульптура напомнила мне скульптуры Родена.


Оригинал поста - http://tiny-rat.livejournal.com/280359.html.

princetonartmuseum.org

Перейти на другие посты об индейцах в этом журнале.

museum, native american

Previous post Next post
Up